Новости культуры российских регионов
21 апреля 2024
Москва

Неудача миссис Чивли

«Идеальный муж» в театре «Школа драматического искусства»
Фото: Наталия Чебан

В ШДИ обратились к мудрому и парадоксальному Оскару Уайльду. «Идеальный муж» в постановке режиссёра Екатерины Гранитовой-Лавровской – изящен, слегка карнавален, в меру серьёзен, в меру лёгок, немного пьянит как воздушное шампанское и оставляет после себя приятное послевкусие добротного театрального действа.

Действие пьесы Уайльда, написанной в 1893 году, происходит в течение суток в высших кругах лондонской аристократии. Мирное течение жизни баронета, заместителя министра иностранных дел Роберта Чилтерна нарушает появление коварной миссис Чивли, бывшей одноклассницы его жены Гертруды. С собой из Вены миссис Чивли привезла роковой документ, способный в одночасье разрушить не только карьеру, но и репутацию, а также брак сэра Роберта. Шантажистка требует невозможного – одобрения непопулярного и вредного проекта. Что тоже, в общем-то, неблагоприятно для карьеры Чилтерна, но гораздо менее опасно, чем козырь, припасённый «в рукаве» миссис Чивли. К тому же, Гертруда, жена сэра Роберта, создание чистое, и признаться ей в своих прошлых махинациях для него равносильно самоубийству. Честь и бесчестье, правда и ложь, лицемерие и бескопромиссность  – на этих понятиях строится пьеса Уайльда, приправленная изрядной толикой афористичного юмора автора. Всё это есть и в спектакле, плюс лёгкая водевильность, совсем не противоречащая замыслу драматурга.

Актёры виртуозно прозу превращают в танец, а иногда и в песню. Если комикуют, то в меру, без пережима, а когда немного уходят в серьёз, не теряют общего разумно-легкомысленного настроя спектакля.

За музыку в постановке отвечает композитор Григорий Ауэрбах (его мелодии обрамляют стихи самого Оскара Уайльда в переводах Николая Гумилёва и Михаила Кузмина). Также в спектакле звучат Йозеф Гайдн, Пабло де Сарасате и Ирвинг Берлин. Весь вечер на сцене актёры-музыканты с живым исполнением (Дмитрий Чадов, Аркадий Кириченко, Евгения Козина, Ольга Мохначева).

Критик, литературовед Святослав Бэлза как-то написал об авторе «Идеального мужа» следующее: «Остро реагируя на противоречия окружающей действительности, Уайльд и сам был соткан из противоречий. В своих высказываниях он предстаёт то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком; призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии; естественность для него – трудная поза, ничегонеделание – самое тяжкое в мире занятие, маска – интереснее лица, театр – реальнее жизни; по его мнению, жизнь больше подражает искусству, нежели искусство подражает жизни. Но за холодным бенгальским огнём его словесных эскапад чувствуется горячее, страстное желание взорвать, опрокинуть или по крайней мере поколебать незыблемость ханжеской морали и вульгарных – часто взятых напрокат – представлений о мире, которых придерживались самодовольные «хозяева жизни» в «век, лишённый души».

Трудно что либо добавить к столь блестящей характеристике, и хочется лишь отметить, что режиссёр Екатерина Гранитова-Лавровская очень тонко и точно передала парадоксальную манеру Оскара Уайльда, его ироничный взгляд на мир и на населяющих его персонажей, то есть, на нас с вами.

Актёрский ансамбль в полной мере соответствует поставленной задаче. Аристократичен Игорь Лесов в роли Роберта Чилтерна, нежна и воздушна Александра Лахтюхова (его жена леди Гертруда), прелестна Алина Чернобровкина (его сестра мисс Мейбл). Вадим Дубровин в образе лорда Артура Горинга выше всяких похвал. В роли его отца графа Кавершема изумителен Иван Товмасян. Очаровательна в своей подлости миссис Чивли в исполнении Регины Хакимовой. В очередной раз свой блестящий комедийный дар продемонстрировала Ольга Малинина, представ в образе леди Маркби.

Муж в итоге оказался, если и не идеальным, то, во всяком случае, живым и настоящим. Так же, как и спектакль в ШДИ.

Александра ИВАНОВА