Встреча прошла под эгидой форума регионального кинематографа «Новый вектор», впервые состоявшегося в 2023 году в Калининградской области и проходящего в текущем году в четырех регионах страны.
Во вступительном слове модератор дискуссии Дмитрий Якунин, генеральный продюсер форума «Новый вектор», член Совета Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), отметил, что идея создания Фонда возникла три года назад, на бизнес-площадке 43 ММКФ, когда 27 представителей региональных кинокомиссий, киностудий, продюсерских центров и глав региональных отделений Союза кинематографистов России заявили о необходимости системной работы с регионами. Он отметил, что организаторы форума в прошлом году попытались создать оптимальные условия для конструктивного диалога между представителями киноиндустрии из разных уголков страны. Напомним, что в работе мероприятия приняло участие более 40 субъектов РФ. В этом году форум проходит в четырех регионах – в январе на Алтае, в июне – в Пятигорске, в июле – вновь в Калининградской области, а в сентябре – в Республике Бурятии.
В дискуссии приняли участие представители органов государственной власти и подведомственных им учреждений.
Светлана Фричинская, заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации, подчеркнула, что ведомство обращает внимание на процессы, происходящие в сфере регионального кинематографа, и оказывает поддержку игрокам данного процесса. Она отметила, что в стране действует ряд киносмотров, и для Минкультуры России важно, чтобы эти мероприятия «максимально работали для региона», с точки зрения развития туризма, других сфер экономики. В числе отраслевых мероприятий спикер выделила Конференцию региональных кинокомиссий, которая проходит уже второй год в рамках форума «Новый вектор». «Нам важно, что индустрия может провести профессиональный диалог с региональными коллегами на этой площадке, потому что именно в общении рождаются многие замечательные проекты», – подчеркнула Фричинская.
Екатерина Черкес-Заде, директор центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ), заявила, что Центр развития креативной экономики в 2024 году внедряет региональный стандарт по развитию креативных индустрий в субъектах РФ – «чтобы регионы могли сфокусироваться на конкретных индустриях». «Часто те 46 регионов, для которых внедряется региональный стандарт в этом году, сфокусированы именно на кино. В этой связи крайне важна поддержка инфраструктуры, экосистемы, чтобы регион мог зарабатывать», – отметила эксперт.
Рассказав о бизнес-миссии российской делегации в Индии, Черкес-заде подчеркнула важность выхода на международный рынок. «Мы видим огромный интерес со стороны международных компаний и их желание фактически открывать для себя Россию. Предрассудков у наших иностранных партнеров невероятное количество, и их надо нивелировать», – резюмировала участник дискуссии.
Генеральный продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России Элла Тухарели напомнила, что ФПРК основан два года назад при активном участии председателя Союза кинематографистов Никиты Михалкова и его первого заместителя Ларисы Солоницыной. «Наша задача – создать бренд регионального кино, которое нужно для того, чтобы показать масштаб нашей страны», – подчеркнула Тухарели, добавив, что фонд является инструментом системной поддержки кинематографистов, живущих и действующих в различных частях нашей страны.
Спикер напомнила, что до 30 апреля 2024 года продолжается прием заявок на участие в конкурсе «Россия – взгляд в будущее». «Мы ищем дерзких, креативных – тех, кто готов сказать что-то новое. Это не телевизионный репортаж, не очерк, это новый киноязык, призванный сформировать или актуализировать то самое понятие, о котором мы сейчас говорим, – региональное кино», – подчеркнула представитель ФПРК.
Участники из регионов рассказали о развитии кинематографа на местах.
Маргарита Козлова, директор департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подчеркнула, что Югра – это промышленный регион, поэтому его современную киноотрасль составляют производственный, образовательный и инновационный блоки. По её словам, в последние годы в Югре уделяется серьёзное внимание кинообразованию и подготовке кадров – юные кинолюбители участвуют в конкурсах и проходят обучающие программы в Мастерской новых медиа, «Арт-Мастерс», РДДМ «Движение первых», академией «Дух огня» и др. В рамках развития высокотехнологичного оборудования в регионе созданы центры обработки данных (ЦОДы), центры кибербезопасности, IT-кластер и т.д. В планах – создание Инжинирингового центра Югры, системы поддержки для разработчиков программных решений в киноиндустрии, строительство кинопавильонов и пр. Козлова напомнила, что действующая в регионе система рибейтов позволяет вернуть кинопроизводителям до 80% расходов (не более 30 млн рублей за один фильм). В планах на 2024 год – копродукция, в том числе с Индией (картины «Жемчуг» и «Снежный цветок»).
Говоря о развитии регионального кинематографа, нельзя не упомянуть феномен якутского кино. Республику Саха на бизнес-площадке ММКФ представил Алексей Романов – режиссёр, художественный руководитель государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», председатель кинокомиссии Дальневосточного федерального округа (ДФО). Спикер выразил благодарность ФПРК и оргкомитету Форума «Новый вектор» за то, что на площадке мероприятия удалось собрать кинематографистов со всей страны, что «дало новый толчок развитию регионального кино», а на прошедшем в конце января – начале февраля Форуме «Новый вектор. Сибирь» в Алтайском крае индустрии было представлено алтайское кино, сибирское кино.
Говоря о феномене якутского кино, спикер отметил, что во многом он обусловлен запросом зрителей республики. «Якутский зритель уникален тем, что хочет смотреть кино про себя, а якутское кино таковым и является», – подчеркнул участник дискуссии, отметив, что подобная тенденция получает распространение в остальных регионах страны и в мире. «Люди начинают обращаться к базовым смыслам и традиционным ценностям, и такие размышления становятся интересными не только в России, но и за ее пределами», – резюмировал эксперт. При этом Романов подчеркнул, что якутское кино порой более востребовано за рубежом: фильмы республики Саха были отмечены наградами на Белинском, Пусанском фестивалях, а также в Монголии, Финляндии и Китае. В Южной Корее была выпущена книга о развитии якутского кино.
В портфеле студии «Саха Фильм» – копродукционные проекты с Казахстаном («Казахфильмом»), Китаем (компания Shang Bao), с продюсером Вивеком Аграналом (Индия) и др.
Марк Буров, исполнительный директор АНО «Центр кинопроизводства Самарской области», отметил, что в 2023 году начала действовать кинокомиссии и стартовала система рибейтов. «На рибейты в этом году заложено 20 млн рублей, в следующем году и далее планируем увеличивать субсидирование по данной статье бюджета», – уточнил эксперт. При этом он подчеркнул, что Кинокомиссия создана на базе Минэкономразвития, потому что регион рассматривает кинопроизводство как бизнес. Буров рассказал также, что в 2023 году в Самарской области было снято три сериала, в планах Кинокомиссии – представить карту кинолокаций на своем сайте. «У нас есть замок Гарибальди, подводная лодка, где снимали «Особенности национальной рыбалки», военная техника, широкая река Волга, много национальных парков, в которых, в отличие от заповедников, съёмка не запрещена, есть дикие леса, штольни, предгорные зоны. Самара – интересный город, с точки зрения и архитектуры, и событий. Приглашаем на «Волга фест», на Самарский кинофестиваль, который планируем провести в следующем году. РЖД оказывает содействие съёмок на железной дороге», – перечислил Буров.
По словам генерального директора КГАУК «Енисей кино» Ирины Беловой, в 2023 году в Красноярском крае также была создана кинокомиссия, выделено 50 млн рублей на рибейты (выплаты до 50%). В этом году на территории региона запланированы съёмки десятью компаниями. Общий бюджет проектов составил 310 млн рублей. Она отметила, что в регионе действует порядка 20 кинокомпаний, на базе «Енисей кино» был пополнен технопарк – светокомплекс, месяц назад был приобретен грим-ваген на шесть гримировочных мест производителя «Нижегородец», закуплено оборудование для работы на постпродакшне. Также, по данным спикера, будет строиться студия по принципу Dolby Atmos, уже приобретен цифровой сканер кинопленки.
Ирина Белова сообщила, что Красноярский край с нового учебного года готов предложить новые образовательные программы по ряду специальностей в киноотрасли. «На базе Красноярского колледжа креативных индустрий в сентябре открываются курсы по ряду киноспециальностей. В Сибирском федеральном университете в этом году запускается программа дополнительного образования в сфере кинематографии. Её исполнителем выступит Образовательный центр «Институт киноиндустрии СФУ» (магистратура)», – уточнила глава «Енисей кино». В заключение выступления Белова анонсировала проведение III форума кинопроизводителей Красноярского края 26-28 июня, в рамках которого пройдет Красноярский питчинг кинопроектов с общим призовым фондом 1,5 млн рублей.
Денис Лафанов, продюсер, директор кинокомиссии Республики Хакасия, рассказал о развитии индустрии в регионе, где, по его словам, за последние годы было снято четыре игровых полных метра, два полных метра (благодаря ФПРК), несколько короткометражных фильмов. Кинокомиссия в республике тоже действует с 2023 года, однако запуск системы рибейтов пока не планируется. «Рибейтов пока нет, наверное, мы их запустим, когда у нас будут реальные запросы. <…> Возможно, с помощью регионального бюджета нам лучше пока поддерживать местных кинопроизводителей – в этом году, уверен, будет новый толчок», – пояснил Лафанов, подчеркнув, что пока хакасские кинематографисты нацелены больше на проекты федерального масштаба.
Одним из примеров является успех Николая Рыбникова, лауреата Крымского питчинга дебютантов, режиссёра фильма «Чекаго», пятого сезона «Трудных подростков».
Дмитрий Якунин, формулируя стратегию развития регионального кинематографа, спрогнозировал, что кинокомиссии будут активнее сотрудничать с международными партнерами. Что касается киностудий, действующих в субъектах РФ, эксперт подчеркнул, что некоторые из них будут динамично развиваться и в скором времени создавать проекты, по качеству не уступающие проектам федерального уровня.
Бизнес-площадка 46 ММКФ прошла 19 апреля, в первый день работы киносмотра. Участие в ней по традиции принимают видные деятели кинематографа – режиссеры, продюсеры, топ-менеджеры онлайн-платформ, журналисты и т.д.
Организаторы: Дирекция ММКФ, Молодежный центр Союза кинематографистов России при участии Фонда поддержки регионального кинематографа.
Информационные партнеры: «Бюллетень кинопрокатчика», «Кинобизнес сегодня», «Кинорепортер», «Мувистарт», Cinemaplex.