Новости культуры российских регионов
9 ноября 2023
Москва

Драматургия Володина в киноинтерпретации Мирзоева

30 ноября в прокат выходит фильм Павла Мирзоева «Блондинка»
Фото: пресс-служба Capella Film

В основу сюжета фильма легла одноименная пьеса знаменитого советского сценариста и драматурга Александра Володина, написанная в 1984 году и рассказывающая о молодой девушке в поиске себя. По пьесам и сценариям Александра Володина было снято более 20 картин, многие из которых стали классикой: «Осенний марафон» Георгия Данелии, «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова, «Старшая сестра» Георгия Натансона, «Дульсинея Тобосская» Светланы Дружининой и многие другие. Из специально написанных для кино сценариев наиболее известным, пожалуй, стал «Осенний марафон» (1979) Георгия Данелия, с которым Володин позже поработает над сюжетами грустной сказки «Слезы капали» (1982) и трагикомедии «Настя» (1993), поставленной по мотивам повести самого Володина «Происшествие, которого никто не заметил» .

Режиссер Павел Мирзоев впервые прочитал пьесу Володина еще во время учебы в институте, но вспомнил о ней, только разрабатывая тему своего нового фильма: «Честно вам скажу, тема молодой женщины, ищущей себя в мире конформистов и при этом настроенной на нематериальные, нежитейские идеалы, возникла у меня до того, как я подумал о том, чтобы снять кино по мотивам киноповести Володина. Сначала была сформулирована тема, и лишь потом я вспомнил, что в институте читал эту пьесу. «Неужели там была затронута та тема, которая мне сейчас интересна?» — подумал я. Перечитал ее – оказалось, что да».

Синопсис: Ира (Дарья Жовнер) живет свою счастливую жизнь: играет в труппе небольшого питерского театра и встречается с начинающим режиссером Львом (Евгений Цыганов). Однако в какой-то момент театр оказывается на грани закрытия, а ее любимый мужчина внезапно исчезает. Как в этих обстоятельствах найти себя и убедить окружающих, что перекраситься в блондинку не лучшее решение всех проблем?

Визуальная поэтика

Для полноценного перевода пьесы на киноязык важно было передать лиричность созданного автором мира через собственную визуальную поэтику. Ира обитает в ином, параллельном реальному, Петербурге, который Мирзоев как бы приподнял над прозой обыденной жизни. Реальности, которую Ира отвергает, ища нечто большее. В этих условиях место действия обретает особую важность. Мирзоев превращает город в самостоятельного героя, чья пастельная атмосфера подпитывает и одновременно отражает видение Иры.

Об этом напоминает и продюсер фильма Юлия Мишкинене: «Имя Александра Володина неразрывно связано с Ленинградом, сейчас Санкт-Петербургом. Один из самых известных фильмов, снятых по его сценарию, «Осенний марафон» — настоящий гимн городу. Наш фильм тоже покажет Санкт-Петербург во всей красе в прекрасное время — май, начало июня. Город станет одним из главных персонажей фильма».  

Действующие лица или лишние люди

Главным героем фильма, безусловно, остаётся Ира, но важную часть сюжетной динамики составляют ее отношения с Львом Николаевичем, роль которого по сравнению с пьесой Володина, была расширена. Несмотря на разность их сюжетных траекторий, соединяет их отчуждённость по отношению к установленным в мире правилам. Ира и Лев Николаевич – классические «лишние люди», ищущие приюта в театре.

Ира

Идея нового фильма по мотивам киноповести Володина родилась из размышлений о поколении современных девушек, не желающих жить по чужим, традиционным лекалам. Мирзоев облекает Иру в современную одежду не только буквально: он анализирует, какой была бы героиня володинской повести в 2023 году: «… Таким девушкам сейчас около тридцати. Они не пошли в юристы-экономисты, как мы в свое время, отвергают паттерн дом-семья-работа, пытаются реализоваться в творческих профессиях, а иногда сами их придумывают… Подход к героине требует легкости и темперамента. Она кто угодно, только не томная нудная страдалица. Эта молодая женщина – чуть странная, невероятно активная, стремительная, которая просто физически не в состоянии жить по правилам. По сути, Ира — наш общий внутренний идеал, который мы до какого-то момента в себе пестуем, а потом, взрослея, бросаем». По словам режиссера, актрису на главную роль искали долго: «Мне кажется, мы перепробовали всех актрис подходящего возраста. Даша возникла примерно в середине кастинга и сразу стало понятно, что она — одна из главных претенденток на эту роль. А дальше была работа, проба за пробой, встреча за встречей. Даша доказала, что Ира — это она». Дарья Жовнер признается, что встречу с такой героиней можно назвать актерским подарком: «Попытаться понять ее, уловить — задача невероятно интересная для меня. Иру сочинил Александр Володин и поработать с его текстом — огромное счастье! Как известно, все истории в мире рассказывают о любви. Наша картина тоже, в первую очередь, об этом».

Актриса подчёркивает уязвимость своей героини: «Ира — человек открытый, незащищенный и светлый, и мир она тоже видит светлым. Это немножко детское, наивное, мироощущение, и ее открытость делает ее уязвимой. Если она в кого-то или во что-то влюбляется, то самозабвенно, самоотверженно… Главное, она не боится быть собой, она очень естественный человек, всегда такая, как есть, и меня в ней это очень привлекает. Ей всё равно, что о ней думают окружающие, а они думают о ней разное. Ира одевается как хочет, часто это выглядит нелепо, а ей наплевать, причем действительно наплевать, это не поза и не игра. В мир соцсетей, лайков и всего такого прочего она категорически не вписывается не по своему выбору, а по своей природе».

Лев Николаевич

Обособленность Льва Николаевича обнаруживается в его профессиональном статусе. Обладая некоторым талантом и склонностью к размышлению, он тем не менее не смог, как и Ира, попасть в штат одного из театров и итоге основал свой собственный, собранный из таких же, как он, энтузиастов.

Вот что об этом герое рассказал Мирзоев: «Лев, которого играет Женя Цыганов, очень харизматичный мужчина. Вся драматическая конструкция более или менее лежит на его плечах в том смысле, что события, которые разворачиваются в фильме, так или иначе связаны с ним. Мне кажется, у Володина истории в большей степени связаны с интеллигенцией, с людьми умственного труда. Я очень рад, что такой герой появится на экране, потому что в последнее время, когда на экране возникают режиссеры или писатели, это делается с сатирико-ироническим оттенком. Мы подсмеиваемся над такого рода персонажами. Здесь принципиально другая интонация: мы видим человека в тяжелом кризисе и относимся к этому кризису с эмпатией, с интересом. Пытаемся этот кризис разглядеть с разных сторон».

Песни и музыку для фильма написал певец и композитор Петр Налич, ранее работавший с Мирзоевым над фильмом «Зови меня Дрозд» (2020).

Трейлер