Новости культуры российских регионов
5 мая 2023
Центр

Как на старой открытке

«Дон Кихот» в Воронежском театре оперы и балета
Фото: Наталья Коньшина

Классический и праздничный «Дон Кихот» в постановке Андрея Меланьина – главная в этом сезоне балетная премьера Воронежского театра оперы и балета.

Есть мелодии и сюжеты, нуждающиеся в новом решении в определенные моменты истории и развития культуры. Но есть и те, кому идет быть старомодным. Балет «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса – именно такое произведение. Его сила и обаяние – не в новаторской хореографии (которую, впрочем, не всегда можно назвать таковой), а в великой традиции, превращающей этот архаический спектакль в абсолютно законченное и совершенное действо, напоминающее об идиллическом прошлом. Так действуют старые открытки, чьи тонированные изображения заключают в себе больше, нежели просто вид города или портрет.

Формально фабула балета связана с романом Мигеля де Сервантеса, однако на деле эта связь весьма условна. Нецелостный, местами нелогичный, даже нелепый, он тем не менее носит такой праздничный характер, так пронизан юмором и ощущением радости бытия, что все его недостатки воспринимаются едва ли не как достоинства. Первая постановка в хореографии Мариуса Петипа состоялась в Большом театре в 1869 году. В 1900 году родилась новая редакция Александра Горского. С тех пор именно этот вариант «Дон Кихота» считается основным, а все последующие версии в той или иной степени его интерпретируют. Особняком стоит балет Рудольфа Нуриева, отличающийся от оригинала даже либретто; позднее появились сочинения и других хореографов, но большой популярности они не обрели. Однако сквозной сюжет действа практически не меняется ни в одной из версий.

Герой, давший свое имя балету, выполняет в нем почти служебную функцию и позволяет ввести в спектакль обширные пантомимы (в иных постановках даже возникает ощущение, что их можно было бы безболезненно сократить). Дон Кихот помогает воссоединиться Китри, чей отец Лоренцо мечтает выдать ее за богача Гамаша, и ее возлюбленному – цирюльнику Базилю. Молодые люди совершают романтический побег в цыганский табор – трудно представить, что этот поворот нужен для чего-то еще, кроме того, чтобы продемонстрировать эффектные танцы вольных кочевников, – оказываются в таверне и наконец справляют свадьбу в герцогском замке. Постоянная смена локаций и среды создает картину хотя и пеструю, но яркую, захватывающую. Прибавим сюда еще сон заглавного персонажа, приводящий его в царство дриад, и учтем, что формально дело происходит в Испании, – и станет понятно, какая фантастическая и красивая постановка ждет зрителей.

Наверняка подобные соображения стали вдохновляющим мотивом премьеры Воронежского театра оперы и балета. Постановку осуществил Андрей Меланьин, в период 2012 – 2014 годов бывший главным балетмейстером коллектива, а потому прекрасно знающий возможности труппы. Впрочем, за минувшее неполное десятилетие театр сильно обновился, но эти изменения явно пошли в плюс. Во всяком случае, уровень мастерства премьеров, солистов и кордебалета позволил хореографу сочинить для исполнителей новые танцы в дополнение к классической редакции Петипа и Горского, взятой за основу. За пультом – народный артист России, главный дирижер Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, и это тоже многое говорит о качестве спектакля. «Феликс Павлович – великий балетный дирижер. Он играет точно «в ноги». Сегодня утром, во время оркестровой репетиции, темпы были не очень удобные, но вечером он так правильно и грамотно все сыграл! Важно, чтобы артисты чувствовали, что играть будут так, как они хотят танцевать. Коробов смотрит и видит, какое у кого настроение, и «ловит» необходимый темп от нас», – говорит о нем прима Юлия Непомнящая.

Сценографическое решение создано главным художником театра Валерием Кочиашвили. Давнее вдумчивое знакомство со сценой позволяет мастеру оформить спектакль одновременно и традиционно, и интересно. Писаные декорации, подсвеченные в каждой мизансцене точно выбранным оттенком (мерцают аметистовым своды таверны, сложенные из крупного камня, мистическая дымка окутывает эпизоды в таборе, сверкает солнцем рыночная площадь и золотом – герцогский дворец; фантастические деревья на одном из занавесов путают и без того воспаленное воображение Дон Кихота; стройный античный храм на холме обозначает место обитания дриад), умело обрамляют действо, придавая сценической коробке объем, которого ей не хватает, и манящую трехмерность, столь редкую в подобном классическом живописном исполнении.

И начинается действие, всем хорошо знакомое, а потому особенно пленительное. Волнуется и мечтает за книгами Дон Кихот (в этой роли выступает Артем Борисенко – заведующий оперной труппой; высокий, худой, сам профессиональный артист, он не теряется и в танцевальном спектакле, внося в него драматическую ноту), недоумевает, наблюдая за господином, потешный Санчо. Этой забавной паре предстоит многое увидеть: сперва они окунутся в суету и шум жаркого испанского города, где на площади собрались самодур Лоренцо, его дерзкая красавица дочка Китри (Юлия Непомнящая), ловкий, хотя и не такой смелый, как его подруга, Базиль (Михаил Ветров). Сверкают расшитые «испанистые» костюмы (эта милая стилизация – тоже приятная дань традиции), самозабвенно танцуют страстные Эспада (Максим Данилов) и его эффектная партнерша (Диана Кустурова). Знаменитая диагональ Китри, известная всем любителям классического балета, исполняется примой Воронежского театра акцентированно, азартно, с блеском. В этом образе – и ирония, и лукавство, и томность: прекрасная брюнетка в алой пачке походит на девушку с картины Брюллова «Итальянский полдень», и эта наверняка невольная ассоциативность украшает и партию, и постановку.

В «Дон Кихоте» много ответвлений сюжета, но главная линия – взаимоотношения Китри и ее возлюбленного. Она в этом дуэте ведущая: сильная, смелая, находчивая. Все это выражено и в танце. Как победительно зависает в высоких поддержках балерина, как уверенно падает в руки партнера, как подчеркнуто аккуратно и в то же время непринужденно исполняет подкрутки! Торжественно застывающая в чеканных позах, Юлия Непомнящая напоминает великих балерин прошлого, запечатленных на старинных открытках. На ее фоне Михаилу Ветрову словно бы не хватает веса (как говорят в коллективе, репетиций было не так много, но артист достойно справился с задачей). Впрочем, веселая возня Лоренцо и Гамаша вокруг парочки сглаживает впечатление.

Очень хороши массовые сцены. Порой кордебалету не хватает темпа, но мастерство Феликса Коробова нивелирует этот недостаток. Веера, алые плащи тореадоров, кастаньеты – все идет в ход, все оживляет в памяти фрагменты старых спектаклей. А вот загадочная ночь в цыганском таборе решена по-новому: таинственно, тонко, а танец гибкой, как лоза, Яны Чернавцевой напоминает о фильме Эмиля Лотяну, хотя обилие золота на костюмах несколько снижает поэтику происходящего. Возможно, не удается преодолеть впечатление вставного номера в картине сна Дон Кихота, и пленительно наивные вариации Амура (Елизавета Корнеева) в по-детски коротенькой белой тунике, равно как выступления дриад в голубоватых пачках, похожих на стрекозиные крылья, не сочетаются с заключительным пышным последним актом.

Но веселая свадьба молодой красивой пары, праздничная толпа гостей в нарядных платьях, традиционно счастливый финал и даже торжественное отбытие заглавного героя, взволнованного и тронутого увиденным, так хорошо закольцовывают спектакль, что не признать премьеру удачной нельзя. Партия Китри – главное ее украшение, и дело не только в 32 фуэте или в том факте, что эта героиня ведет основную сюжетную линию. Для Юлии Непомнящей это уже третья встреча с великой постановкой: «Дон Кихот» – первый балет, который я посмотрела вживую как зритель. Мама привела меня в театр, чтобы я увидела, что происходит на сцене, и подумала, хочется ли мне этого. Открылся занавес, заиграла яркая помпезная музыка – я была в восторге! Это впечатление было как вспышка, возникло ощущение сказки и жизни, которая станет моей». В 2011 году балерина ввелась в спектакль как полноправная участница (тогда пару в роли Базиля ей составлял сегодняшний худрук Театра Александр Литягин), а в нынешнем сезоне она – самая настоящая прима и ведущая артистка. «Этот балет связан с моей карьерой и жизнью. Возможно, то, что я в детстве увидела его, сподвигло меня на выбор профессии. Классно, что мне удалось потанцевать в обеих редакциях. Я всегда – за классику, за то, чтобы никогда не забывали те важные вещи, которые в ней заложены. Она живая, вечная. Ее сложно не столько танцевать, сколько сделать так, чтобы все совпало: техника, костюмы, идея. На мой взгляд, эта премьера получилась «смотрибельнее» предыдущей версии, хотя хореография почти не изменилась».

Сохранение классической традиции – важная задача сегодняшнего театра. Воронежский коллектив во главе с худруком Александром Литягиным следует завету Густава Малера, бережно передавая партнерам и зрителям огонь искусства, а не поклоняясь пеплу. Воссоздавая на сцене «Дон Кихота», такого старомодного и легкомысленного, постановщики вновь открывают в нем смыслы, идеи, цели, никогда не могущие исчерпать себя до конца. История любви молодых полнокровных людей, выбирающих чувство, а не материальное благополучие, рассказ о благородном идальго, увлеченном книгами и верящем в справедливость, экскурсы в другие культуры – вот что такое этот замечательный балет, по-прежнему востребованный в любом регионе страны.

Тем более таком, как Воронеж, ведь это город театральный. Юные учащиеся балетной школы, даря цветы артистам, гордо говорят: «Мы тоже балерины». Чувство причастности к великому искусству наверняка тем сильнее, чем более славную историю имеет постановка. «Дон Кихот» – спектакль на все времена. Высокая худощавая фигура заглавного героя, застывающая на фоне веселой праздничной площади, акцентированный разлет рук Китри, взмах плаща Эспады – уже не просто элементы представления, а самые настоящие символы, навечно запечатленные на старых тонированных открытках. Прелесть премьеры Воронежского театра в том, что она позволила изображениям ожить.

Дарья СЕМЁНОВА