Любимого и дорогого для целой, большой некогда страны. Сразу стоит отметить, что «домашняя», непафосная интонация вечера, даже как-то приближает фигуру такого масштаба как Папанов, к сегодняшним зрителям. Не всё же им о хрестоматийной классике из советских комедий слышать, хорошо бы как-то подтянуть уровень... Об этом убедительно рассказывал ректор РАТИ (ГИТИС) Григорий Заславский. Мол, мы, педагоги, уже даже бросили «играть в угадайку». Когда новоприбывших студентов театрального вуза спрашивали, кто знает Евстигнеева, кто Папанова, а кто слышал о Гриценко. Сегодняшние студенты, по сути, являются театральными внуками этих именитых актёров; знают о них очень немногие... А Анатолий Дмитриевич Папанов успел набрать свой курс (монгольский), но не успел стать мастером этих ребят, открыть с ними учебный год...
У него была невероятно магнетическая мужская харизма, крайне редкая сегодня и на сцене и на экране. И недореализованный потенциал этой глыбы и сегодня печалит понимающих. Диапазон от «нупогодишного» Волка до Серпилина из «Живых и мертвых» Столпера, от Водяного у Бардина до Копалыча у Прошкина в «Холодном лете пятьдесят третьего». Елена Папанова, дочь Анатолия Дмитриевича, напомнила, что в фильмографии отца более 70 работ. И любил он «В городе С.» (по «Ионычу» Чехова), «Плохой хороший человек» (по чеховской же «Дуэли»), «Наш дом» и «Время желаний», «Инженер Графтио». Не любил «Бриллиантовую руку»: он хотел сделать другого Лёлика, не по замыслу Гайдая. Не таким полуидиотом, как отметила Елена Анатольевна.
...Трудный это жанр, столетие, когда большинство тех, кто «застал» живого героя, и сами в почтенном возрасте. Прошкин, Смирнов, Бардин не имели возможности лично посетить вечер, но фрагменты их знаменитых фильмов с участием потрясающего Папанова были показаны, и разумно напоминать об этих работах. Из архива нашли фото с последнего съёмочного дня фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». Там Леонов, Папанов и Глазырин, не успев переодеться, сидят в том же, как их героев оставила Рая - Нина Ургант, ушедшая постирать одежду «мальчиков»...
Поколение фронтовиков, и их боль, и щедрость, и любовь, и об этом тоже были и эти кадры, и другие, из семейной хроники. Папанов познакомился с будущей женой, как известно, всё в том же театральном институте, куда и он и она пришли в гимнастёрках, с фронта...С Надеждой Каратаевой они сыграли свадьбу в мае 1945-го, и прожили вместе 42 года. Сегодня Елена Анатольевна Папанова, их дочь, актриса, рассказывает о том, что у неё две дочери, трое внуков...Дочь Маша также присоединилась к матери на сцене, она помнит своего знаменитого дедушку.
Отлично помнит своего экранного деда Алексей Ясулович. Вообще очень искренно и трогательно вспоминал он съёмки той семейной картины «Отцы и деды». Алеше было 15, его родной дед, режиссёр Юрий Егоров был ровесником Папанова, и тоже фронтовиком. И в сценарий лирической комедии, написанный Егоровым с Ининым, Папанов легко и органично вписался. «Чувство юмора у него было застенчивым, - рассказывает сегодня Алексей Ясулович, – и он был человеком не сиюминутным. Всё, что он рассказывал, ни разу не было ни нравоучительным, ни дидактическим».
Фразы и юморески, ставшие мемами, ушедшие в народ. Киса Воробьянинов из спектакля, который ставил Эраст Гарин. Другой Киса, не такой комичный как в «Двенадцати стульях» Захарова. Рассказ Бориса Криштула о тридцати претендентах на роль Серпилина (роль в «Живых и мертвых» стала поворотной в судьбе Папанова). И как сам Константин Симонов утвердил актёра, про которого режиссёр Столпер сказал ассистентке «Ну что ты мне Фернанделя привела!». В «Ну, погоди!» Котёночкин хотел снимать Высоцкого, и из этой затеи, конечно, ничего не вышло, так как Высоцкого привычно не утвердили. Но Высоцкий сам из предложенных кандидатур выбрал Папанова.
Мы имеем (пока) возможность что-то из хроники видеть в сети, но на большом экране совсем иначе смотрится многое. Даже шутливые куплеты, написанные тем же Высоцким для спектакля Театра Сатиры, которые исполняли Роман Ткачук, Анатолий Папанов и Михаил Державин – «трио в тельняшках».
Кстати, актеры его родного театра рассказали, что на вечере памяти Папанова в альма матер был такой порыв единства, какого у них в театре давно не случалось, просто в зале стояли и плакали по завершении вечера. Скорее всего, там понимали и понимают, кого так безвременно потеряли.
Особо хочется отметить выступление актрисы Виктории Лепко (её отец Владимир Лепко был премьером Театра Сатиры), сокурсницы Андрея Миронова по Щуке, игравшей когда-то в «Кабачке «13 стульев». Она вспомнила историю, связанную с постановкой Плучеком антиноменклатурной комедии «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. И то был май 1957-го, когда после трёх аншлагов спектакль с громким скандалом закрыли. Вскоре после развенчания культа личности, доклада Хрущева и т.д.
Папанов блестяще там играл отнюдь не положительного персонажа.
Он был разным, с очень богатой актерской палитрой. Нам только кажется, что мы знаем Папанова. Способного и эпизод наполнить своей, особой энергетикой. А ещё он со своим нестандартным голосом пел нежнейший романс «Не оставляйте женщину одну».
И этот щемящий аккорд, и фрагменты из мультипликации (куда же без неё в рассказе о Папанове), и дети из музыкальной школы имени Стасова, которые пропевали и озвучивали те кадры, что составляли «счастливое советское детство». Из всего этого складывается вечер, который посвящён был большому артисту и бесконечно доброму человеку. Который так мало прожил и столько оставил для зрителей. Целый мир Анатолия Папанова.
Оксана ГАВРЮШЕНКО