У каждой из них есть своя история любви. Разная. У кого-то счастливая, у кого-то смешная, но в основном – грустная. Эти семь женщин пришли на кулинарное ТВ-шоу, но что-то пошло не так. Заминка со звуком, перерыв… и вот каждая выдает свою «поэму» и свой «рецепт» супружеской жизни. У каждой из этих девушек от 17 до 80 лет есть, что поведать, спеть и какое блюдо приготовить. И главное - какой «гамбургский счет» предъявить своим мужьям. Потому что общее у них одно – они все жены. Кто в настоящем, кто в прошлом.
Замечу, что спектакль в технике «вербатим» (а именно в ней и поставлен «Некурортный роман») - очень редкое явление на нашей сцене. Это же документальный театр, он требует абсолютной реалистичности, достоверности и искренности – как говорится, на разрыв аорты. Каждая история – реальная. У спектакля не один и не два драматурга. В течение месяца группа авторов во главе с Еленой Исаевой а также худруком театра Эдуардом Бояковым брала интервью у реальных жительниц Сочи и на их основе написала документальную историю. Поставил спектакль сам Бояков вместе с Сергеем Глазковым и пригласил сыграть в нем не только актрис МХАТа, но и звезд театра и кино Алику Смехову, Ирину Линдт, Алису Гребенщикову.
Первая сочно играет осетинскую жену Алану, вторая – светскую экс-супругу московского олигарха Веронику, третья – скромную жену воркутинского газовика Кристину… Лариса Некипелова в роли 80-летней Евы – особый номер программы. Ее безыскусный рассказ о встрече с Главным Мужчиной Жизни и затем о его потере вызывает у публики не только слёзы, но и овации.
У каждой из актрис здесь свой бенефис. Есть, что играть. В этих дамских историях рядом и смешное, и грустное, и даже трагическое… Как случайные попутчики в купе поезда, женщины откровенно делятся реальностью и мечтами, надеждами и разочарованием. Вникают, сочувствуют, подсказывают неопытным… И легко, как перед небесным трибуналом, исповедуются - сдирают с себя прошлое вместе с обидами, ревностью, ссорами, бытом, всем сором дисгармоничных отношений с мужским полом.
Сценография здесь – как рама этих судеб. Лаконичная, но выразительная. Студия. Софиты. Камеры. Большие экраны. Длинный стол, уставленный кулинарными изысками (ведь героини по ТВ-сценарию учат нас готовить национальные блюда) превращается то в эстраду, то в помост, то в больничную палату (художник Александр Цветной). Возможно, этот сеанс разоблачения страхов и надежд напомнит вам модный нынче тренинг личностного роста – когда люди как бы проигрывают свою жизнь, учась лучше понимать и себя и свои семьи. Но коуча здесь нет. Здесь каждый себе – коуч. А музыка вносит свой вклад в эту странную психотерапию – не случайно на сцене весь спектакль сопровождает оркестр из ансамбля Юрия Башмета. Напомню, что «Некурортный роман» - ко-продукция Зимнего международного фестиваля искусств под руководством Юрия Башмета и МХАТ им. М. Горького.
Под эту живую музыку (композитор Кузьма Бодров) плюс мультимедийное сопровождение авторы от внешне простой безыскусной формы – ухитряются подняться почти до катарсиса. Так во МХАТе удалось «поженить» театр, телевидение, кино, эстраду и даже газету с ее документалистикой.. И еще раз напомнить опыт самого Станиславского – ведь в свое время, пьеса Горького «На дне» была написана с использованием живой речи жителей ночлежек. И затем сам Станиславский лично ходил с актерами МХАТа на Хитровку, где изучал типажи, повадки, речь героев.
Вот и во МХАТе получается снова «хождение в народ», но на новом витке. Как сказал Бояков, предваряя спектакль: «Мы ищем правду. Мы не хотим потерять связь с нашим народом. Это наш поиск героев, наших современников, их языка, типов, жизненных ситуаций».
Искали героев – а нашли героинь. Сильных в своей слабости. И это символично. За такими преданными женами и невестами российские мужья как за каменной стеной… Очень удобно. Только вот не ценят они порой своего счастья. Так что не дождаться нам мужской версии «Некурортного романа»…
Наталья БОБРОВА