Уже 4 июля отечественные киноманы смогут увидеть главного каннского лауреата на больших экранах. На Лазурном берегу картина произвела фурор - жюри и критики слились по её поводу в единодушном экстазе, оценив выше новых работ Квентина Тарантино, Педро Альмодовара и Терренса Малика. Чем же поразили «Паразиты» мировую кинематографическую общественность?
В основе сюжета картины - конфликт между богатыми и бедными. Главные герои - семейка Ки-Тхэк: отец, мать и двое взрослых детей - живут в нищете. У них - людей, казалось бы, не глупых и не без способностей - нет работы, денег и каких-либо внятных перспектив. Ки-Тхэки сидят дома, дружно пьют пиво, собирают коробки для упаковки пиццы, чтобы заработать на какую-то еду, а также «воруют» у соседей интернет и регулярно наблюдают, как прямо у окна их подвальных «апартаментов» справляют малую нужду посетители ближайшего кафе.
Неожиданно в их жизни намечается счастливый поворот: по протекции приятеля, младший Ки-Тхэк устраивается преподавателем английского в семью Паков - богатую и успешную. Денег у Паков куры не клюют, а вот со всем остальным, похоже, беда, но они готовы щедро платить тем, кто будет решать их бытовые проблемы. Предприимчивые «нищеброды» решают воспользоваться ситуацией и, с помощью разнообразных интриг избавившись от старой обслуги, всей семьёй занимают её место. Глава семейства работает водителем, его жена - экономкой, а их красавица-дочь занимается с младшим сыном хозяев «арт-терапией», представление о которой она почерпнула из интернета. Сами хозяева не догадываются, что их новые работники - близкие родственники. Впрочем, они, кажется, вообще в этой жизни мало что понимают, и сравнение двух семей вызывает недоумение: почему предприимчивые, изобретательные и всесторонне одаренные Ки-Тхэки прозябают «на дне», а бестолковые, инфантильные и наивные до глупости Паки находятся на вершине? И кто из них, на самом деле, паразиты: бедняки, цинично использующие богатеньких дурачков, или обалдевшие от денег богатеи, обеспечивающие себе комфорт руками бедняков.
«Комедия без клоунов и трагедия без злодеев» - так определил жанр картины сам Пон Чжун Хо и признался, что его личные симпатии на стороне бедняков. «Никого из героев картины нельзя считать полностью правым. Но бедняки действуют так, как им позволяют обстоятельства. Если бы я оказался в их ситуации, я бы, наверное, мог поступить также», - сказал режиссёр в одном из интервью.
Ещё Пон Чжун Хо считает, что, хотя в фильме и присутствуют специфические корейские шутки, он будет понятен русским зрителям, в том числе и потому, что главные герои - пьющие, а Польша, Ирландия, Корея и Россия - четыре самые пьющие страны, которым, шутит режиссёр, «нужно объединиться и как-то поддерживать друг друга».
Если же говорить серьёзно, то рассказанная в «Паразитах» история весьма актуальна для нынешней России. Которая давно уже поделена на своих Паков и Ки-Тхэков, и, пока первые купаются в роскоши, вторым приходится выживать. Так же, как в фильме корейского режиссёра, бедные готовы поубивать друг друга за право обслуживать богатых, потому что другой работы для них, увы, нет. Чем это закончится - сказать трудно. В «Паразитах» все закончилось совсем не смешно.
Ирина ШИПИЛОВА