Новости культуры российских регионов
30 октября 2013
Сибирь

В диалоге с каждым

Нынешний сезон Прокопьевский театр драмы начал с новым главным режиссером. Им стал 29-летний красноярец Никита Рак.

И первой премьерой сезона стал его спектакль «Старший сын», появление которого на подмостках театра ознаменовалась зрительской дискуссией о взаимоотношении «отцов» и «детей».

Сегодня наш собеседник Никита Рак делится своим видением театральных планов и перспектив, а также размышляет о том, каким, по его мнению, должен быть театр провинциального города.

- Никита, для начала, пожалуйста, несколько слов о себе. Как случилось, что в неполных 30 лет вы стали главрежем?

- Родился в Красноярске, закончил Красноярскую академию музыки и  театра. Родители – журналисты, газетчики. Папа – заместитель редактора газеты «Красноярский рабочий». После академии я некоторое время работал в Перми, в театре «У моста». Потом вернулся в Красноярск, пытался создать свой театр… Он назывался «Наводнение», просуществовал года два. Потом уехал в Москву, закончил магистратуру Школы-студии МХАТ. Работал как приглашенный режиссер, в том числе и в Прокопьевске, бывал тут на режиссерских лабораториях.

- Но в репертуарном театре, как я понимаю, главным вы не работали? Это – ваш первый опыт?

- Да.

- Страшно? Лестно?

- Лестно – конечно. И страшно отчасти. Но прежде всего – очень ответственно. Наверное, для меня в статусе главного режиссера ставить спектакли – это самое понятное из всего круга задач. Но поскольку в Красноярске я довольно плотно работал с главным режиссером драматического театра имени Пушкина Олегом Алексеевичем Рыбкиным, то представляю себе, что это такое.

- И как вы определяете приоритеты театра сегодня?

- Мне кажется главным создать режим диалога. Диалог должен существовать и внутри театра, чтобы все службы и подразделения ощущали себя не исполнителями, но со-творцами, соавторами спектакля. И конечно, должен существовать диалог со зрителем. Вот для этого мы стараемся придумать разные, может, кажущиеся странными, порой даже неказистыми, проекты, которые бы вовлекали публику в диалог.

Если в спектаклях театра риск, что мы можем облажаться, должен быть сведен к минимуму, то в проектах – не так. Должна же существовать некая зона, где рисковать мы не боимся вообще – иначе творчество невозможно.

- И какие же проекты вы уже начали осуществлять?

- Буккроссинг, например. Поставили в кассовом зале театра книжный шкаф, куда каждый может принести любую книжку, а также – взять себе любую понравившуюся. Я думал – в первые же дни растащат все и ничего не принесут. Все получилось с точностью до наоборот: люди несли книги, от которых, видно, хотели освободить свои дома. Потом смотрю – стали исчезать томики классики, которую в школе проходят. Потом кто-то притащил подшивки модных журналов; смотрю, вырезки из них начали украшать стенки гримуборных. Наши актрисы фото импозантных красивых мужчин там вывешивают…

- Видно, их психологи научили, что так можно счастье в личную жизнь приманить…

- Видимо, да. Но в общем, движение по продвижению чтения началось. Другой проект в этой же области – читки, которые мы будем устраивать совместно с Прокопьевским колледжем культуры и искусств. Актеры выбирают прозу (именно прозу), которую хотели бы прочесть слушателям, а учащиеся музыкального отделения подбирают музыкальное сопровождение. Надеюсь, что получится такая мобильная история «на выезд», которую можно играть где угодно: в буфете, в классе, при небольшом количестве народа…

Мне вообще этот формат – «театр из ничего» - очень нравится, мне он кажется очень человечным и перспективным. Недавно в этом ключе я сделал спектакль в Мадриде. «Хамелеон» Чехова – рассказ, где нет ни одного женского персонажа, я поставил с пятью испанскими актрисами, причем сценой стала мужская гримерка. Такая вот ирония там присутствует.

Диспуты со зрителем, о которых мы уже вели речь, – еще одна форма диалога.

Кроме того, я считаю, что в таком городе, как Прокопьевск, театр должен собирать под свое крыло все творческие силы. Не устаю повторять зрителям: если вы выпиливаете лобзиком, сочиняете стихи, разводите рыбок – идите к нам! Наверняка ваше увлечение чем бы то ни было сможет пригодиться театру.

К слову сказать, из этих призывов родилась идея киноклуба. У нас в городе есть любители документального кино – есть и опыт театра по организации кинопросмотров с последующим обсуждением. Будем развивать эту тему.

- А репертуар? Он как изменится в связи с вашим приходом на должность главного?

-  Разумеется, одна из главных задач – сохранить то, что было наработано Маратом Гацаловым. Я имею в виду постановки по современной драматургии. Они должны быть качественными и интересными современному зрителю.

Далее. Считаю, что нужно восстановить некий баланс, необходимый в репертуарном театре, между классикой, советским ретро, и современной пьесой. Вампилов и Эрдман, которые появились в этом сезоне, – вклад в создание этого баланса. Считаю, театру непременно нужен Шекспир – в Прокопьевске его давно не ставили. Между прочим, 2014 год будет годом Шекспира: самое время вернуть его в репертуар. Кроме всего прочего, постановка Шекспира – это еще и замечательная школа для актеров, для воспитания труппы.

Если говорить о ближайших планах – они у нас таковы. В ноябре появится спектакль Дамира Салимзянова «Просто игра»; он рассчитан на самых маленьких зрителей, которые только-только начинают свой зрительский опыт. Зимой появится спектакль Веры Поповой по пьесе Вячеслава Дурненкова, которую он написал специально для Прокопьевска, на местном материале, положив в основу свои интервью с десятками прокопьевских подростков.

- Да, наша газете писала об этом, когда маститый драматург ездил тут по лагерям и школам… А вы чем сейчас заняты?

- Готовлю новогодний спектакль по Туве Янссон. Хочется, чтобы получилась не просто «сказка для елочных праздников», а что-то более интересное…