Робер Тома — французский писатель, чьи пьесы знает каждый соотечественник. По мотивам его произведений сняты советские хиты «Ищите женщину» и «Ловушка для одинокого мужчины». Его «Восемь любящих женщин» не раз выходили на сцены страны. Спектакль по этой кассовой пьесе ставил в 1965 году в Куйбышевской драме Яков Киржнер, совсем недавно на той же сцене ее играли в версии Романа Виктюка... Но все же лучше всего современный зритель помнит материал по фильму «8 женщин» Франсуа Озона, снявшего в 2002 году в своей картине цвет современного французского кино.
Режиссер, судя по всему, тоже помнит. В Театре драмы детектив вышел в постановке недавнего выпускника СПбГАТИ Николая Мишина. Он же выступил художником по свету и музоформителем. Правда, ниже в программке можно прочитать, что постановкой руководили Вячеслав Гвоздков и Валерий Гришко, но лучше не обращать на это внимания, иначе придется долго разбираться, «кто сшил костюм». Будем все же считать спектакль произведением постановщика. Итак, фильм Озона Мишин, безусловно, имеет в виду и даже заимствует у него структуру: драматическое действие время от времени прерывается музыкальными номерами. У каждой из восьми женщин — свой выход с песней на французском языке (справедливости ради отметим, что репертуар не пересекается с тем, что у героинь Озона).
Пьеса Робера Тома — психологический детектив без лишних смыслов и подтекстов, и спектакль по ней можно строить только на бодрой актерской игре. Команда под руководством Николая Мишина грамотно использовала хороший повод продемонстрировать возможности женской части труппы. Историю о том, как дамы в одном французском особняке самостоятельно расследуют убийство хозяина, актрисы играют живо и с удовольствием. Особенно удается первый акт, пролетающий на одном дыхании (что еще требуется от детектива?). Во втором попытки выяснить, кому же все-таки выгоднее смерть отца семейства, хотя и приводят к новым неожиданным поворотам, начинают несколько затягиваться. Тем более что про характеры мы уже все поняли.
Впрочем, это не портит впечатления от достойной игры актрис. Они хороши все вместе, ансамблем - бодрая бабушка Мами, крепко стоящая на ногах хозяйка дома Габи, обиженная жизнью Огюстин, горничная с норовом Луиз, угловатая младшая дочь Катрин и красавица в цвету Сюзон — Жанна Романенко, Влада Филиппова, Нина Лоленко, Елена Лазарева, Валентина Смыкова, Алина Евневич, Наталья Ионова (играет в очередь с Надеждой Якимовой) и Алена Латухина (в очередь с Татьяной Коровиной).
Мешают только песни. Наверняка есть своя логика в том, кому какой хит приходится исполнять, но искать ее не хочется — вставные номера тем более бессмысленны, что актрисы отлично обошлись бы и без этих подпорок, они и сами удерживают внимание публики. Озону все-таки было проще — у киномюзикла больше возможностей. Однако азарт, с каким играют артисты, искупает огрехи режиссуры.
...и все же лучше всего, если с 2002-го вы успели подзабыть, кто убил хозяина.