Новости культуры российских регионов
2 апреля 2013
Сибирь

Тринадцатая гусеница

Областной фестиваль театральных капустников «Мартовская гусеница», традиционно приуроченный к Международному дню театра (отсюда и название), в этом году состоялся в апреле.

По поводу чего тоже было немало шуток. Впрочем, когда осознаешь, что праздник устроили в понедельник, да по счету этот фестиваль был тринадцатым, то можно только удивиться, что он прошел без всяких накладок.

Шутить «по заданию» всегда сложно. Но театры справились с этим весьма успешно. Даже председатель жюри, драматург и режиссер Игорь Шишкин, корифей кемеровских капустников, был приятно удивлен. «Я не ожидал, что будет так смешно», - сказал он на вручении призов.

Лично мне больше всего понравился капустник Музыкального театра Кузбасса. Студенты 4 курса Кемеровского университета культуры и искусств, многие из которых заняты сегодня в спектаклях театра, а потому по праву считают себя «настоящими артистами», представили очень симпатичное действо, где студенческие темы (пропуски занятий, ворчание преподавателей по поводу дисциплины) забавно перекликались с виртуозным сценическим мастерством. По форме – перед нами солдатские учения на плацу: стройся, смирно, приступить к упражнению. А по сути… Просто диву даешься, что вытворяет эта молодежь, буквально завязавшись в клубок или встав на голову! Вы бы смогли спеть арию, отжимаясь от трех стульев, если при этом на плечах у вас лежит парнерша? Тенор Вячеслав Соболев делает такое легко. Как легко поет «Вдоль по Питерской» баритон Михаил Сабелев, свернувшись в позу лотоса и раскачиваемый, а после и катаемый друзьями по всей сцене.

Новокузнецкий театр кукол «Сказ», приглашенный недавно с мастер-классами в Америку, показал «мастер-класс» и зрителям «Мартовской гусеницы». Ребята записали фонограмму с репетиций, где режиссер Юрий Самойлов чуть ли не всем богам и чертям молится, выстраивая нужную мизансцену. При этом артисты-кукольники развернули фасад спектакля к кулисам, так, что мы видели его изнанку. Оказывается, чтобы сыграть втроем один персонаж (а это – не редкость в кукольных спектаклях), актерам приходится выламывать свое тело просто-таки в нечеловеческих конвульсиях. Увидев эти акробатические пируэты воочию, совсем по-другому воспринимаешь старую театральную шутку, которую напомнили ребята из Новокузнецка: «Все калеки и уроды, поступайте в кукловоды!».

Кемеровский театр кукол пригласил на капустническую сцену целый выводок разнообразных Петрушек. Все они пародировали и обсмеивали прошедший недавно в Новокузнецке областной фестиваль «Кузбасс театральный». А поскольку главный режиссер театра Дмитрий Вихрецкий представил там сразу два своих спектакля – «Василису Прекрасную» и «Алые паруса» - вышло трогательно и самокритично.

Вообще самокритичность – это, пожалуй, главное слово, которым можно охарактеризовать прошедшую «Мартовскую гусеницу». Конечно, встречались шутки и по поводу заезжих режиссеров, которые предпочитают «руководить процессом» издалека, из столиц, наездом. И по поводу вожделенных 15-процентных надбавок к зарплатам… Но главные поводы для шуток артисты находили в себе самих. В этом смысле весьма выразительными получились капустники двух главных театров драмы Кузбасса – Кемеровского и Новокузнецкого.

Кемеровчане сочинили симпатичные куплеты про продюсера, который «продюсировал, продюсировал, да не выпродюсировал», а также про директора, который «директирует, директирует, а они (артисты) все эмигрируют»… А еще – сентиментальную «воровскую» балладу, которую прочувствованно исполнил автор – Александр Емельянов. Описывая профессиональный путь провинциального актера, от наивного юнца до взрослого циника, он с беспощадностью сатирика показал все этапы трансформации внутреннего мира героя. Увы, не всегда благотворные.

А Новокузнецкий театр драмы нашел для разговора о главном интересную метафору. Все капустническое действо у них происходило якобы в театральном буфете (привет классику: «Мы – артисты, наше место – в буфете!»). В волшебном буфете, где продаются печаль и радость, аплодисменты порошковые и аплодисменты перцовые («когда не просто хлопают, но еще и встают!»), а также «эротизм сценический» (зачастую, правда, попахивающий пошлостью), печенье «халтурка» и табуретки, чтобы подсиживать коллег… В буфет, где молодой артист с распахнутыми глазами, пытается отведать все разом, то и дело забегают разные персонажи – от Лизы Блюдиной до нагловатой примадонны, каждый ищет блюдо по вкусу… И сладко было наблюдать, как зал понимающе затихал, когда звучали такие, например, шутки: «Вверху, на полке? А, это сверхзадача! Но ее сейчас мало кто пробует…». Или: «А вот таланта у нас в буфете нет, его, батенька, еще в прошлом веке весь выбрали. Хотя… Только для вас, завалялся кусочек». И лукавый как змей-искуситель, буфетчик насмешливо роняет в зал: «Эх, артисты! До сих пор верят в предлагаемые обстоятельства!».

Прокопьевский же театр драмы предложил зрителям настоящий «капустный пирог» - точнее – вариант пиццы с сосисками, сыром и капустой, который актеры испекли прямо на сцене, обставив это дело соответствующими ритуалами. И пообещав вручить пирог в качестве приза победителю.

Забегая вперед, скажем: он, как и главная награда,  достался Кемеровскому драматическому театру. Второе место – у Кемеровского театра кукол, третье поделили Новокузнецкая и Прокопьевская драма. К сожаленью, на этот раз из-за болезни Дениса Казанцева в «Гусенице» не участвовал Театр для детей и молодежи – традиционно один из самых сильных «капустинцев». Но его на празднике вспомнили добрым словом.

А также – вспомнили и наградили тех, кто в силу своей профессиональной принадлежности крайне редко является под свет софитов, но без чьей работы театр не может существовать: реквизиторы и портные, сапожники, делающие обувь для балета и звукорежиссеры, осветители, заведующие постановочной частью… Лучшим из них были вручены грамоты и денежные премии от Союза театральных деятелей и Дома актера.