Новости культуры российских регионов
1 ноября 2012
Центр

Экран – против варварства

В столице Черноземья проходит фестиваль актуального научного кино «360 градусов».

Фестиваль актуального научного кино «360 градусов»  стартовал в 2011 году в партнерстве с фондом «Сколково» и «Открытым университетом «Сколково». Задумывался  изначально, как новый, живой и непосредственный формат диалога науки и общества.  Прошлогоднее мероприятие привлекло столь пристальное внимание  экспертов  и зрителей, что было принято решение:  география второго фестиваля, помимо столицы, охватит ряд регионов. Так кинофорум  добрался до Воронежа,  где проводится при поддержке Правительства Воронежской области.

Государственный Политехнический музей (Москва),  разработчик  проекта  «360 градусов», заключил соглашение о стратегическом партнерстве с воронежским просветительским проектом Школа «Репное». И  Школа стала официальным партнером дискуссионной программы II фестиваля актуального научного кино, который продлится  в Воронеже по 5 ноября. 

– На этом, втором по счету фестивале мы, как и прежде,  не стремимся давать однозначные ответы на вопросы научного познания, которые сегодня стоят перед обществом, – отметил Борис Салтыков, генеральный директор Политехнического музея.– Мы лишь хотим привлечь внимание к ним наших зрителей. Политехнический музей во все времена принимал и поддерживал самые острые дискуссии о науке, культуре, миропознании, и в 21 веке фестиваль научного кино «360 градусов» с честью продолжает эту традицию.

Первый же фестивальный фильм «Пережить прогресс»  доказал скептикам (а такие поначалу обнаруживались), что научное кино – действительно полноценный,  со всех точек зрения важный жанр. И слово «кино» употреблено здесь без всяких скидок: масштабы производства, факт работы кинопродюсирования  и, как итог,  качество конечного продукта вопросов не оставили. Замечу, что многие плюсы обеспечил сам выбор материала: фильм Мэтью Роя и Гарольда Крукса инспирирован бестеселлером Рональда Райта «Краткая история прогресса».

Персонажи, от имени которых ведётся повествование в фильме, тщательно отбирались. Произносимый ими текст, если вдуматься, представляет собой набор довольно банальных (но от того не менее важных) истин. Правда, подан он так, что ни о какой «заезженности пластинки» не думаешь: вероятно, на восприятие российского зрителя сильно влияет ещё и тот факт, что у нас о проблемах экологии, глобализации, глобальной экономики говорить с широкого экрана как-то не принято.

Здесь подход системный – потому-то вышло очень убедительно. Фильм повествует о так называемых «ловушках прогресса». О том, к чему может привести жажда гипертрофированной наживы, погоня за новыми технологиями. Не всё то, что обыватели идентифицируют как прогресс, является таковым.

Создатели ленты призывают нас меньше потреблять. Всего-то;  ведь у каждого, в самом деле, есть «лишние»  предметы. Каждый совершал и совершает покупки, без которых вполне мог бы обойтись. Люди, если называть вещи своими именами, гребут лопатами под себя все подряд, не задумываясь, где действительный предел их необходимостям. Доходит до дикости: есть индивиды, которые несчастны от того, что у них нет 50 тысяч долларов на ремонт ванной комнаты. Места, где каждый из нас проводит не больше 15 минут в день…

На экономике завязаны и экологические катастрофы. Кадры, где школьник интересуется у учителя, почему вырубаются тропические леса Бразилии, в российском фильме, скорее всего, смотрелись бы похабно. А тут – в тему, благодаря общей стильности и закономерности  хода. Русского языка, кстати,  не слышно: кино идёт с субтитрами.

Тема неравного, несправедливого распределения ресурсов – одна из ключевых. И освещена она людьми,  наверняка не понаслышке знакомыми  с проблемой. Тут и жители перенаселенного Китая, и представители беднейших африканских стран. А следом – обязательная сценка с участием «оси зла», в роли которой в фильме выступают банкиры. Что, если вдуматься, недалеко от истины. Кстати, предложение «закрыть все банки и поменять все правительства» после показа фильма со сцены прозвучало-таки.  Ах, если бы…

Важный момент, неоднократно подчеркнутый  киношниками: глобализация стёрла границы между частями света. Если раньше в момент крушения цивилизации неподалеку находились другие, ей подобные, но процветающие, то теперь, в случае худшего развития событий, «накроет» всю планету. Где бы ни находился эпицентр. Слишком далеко зашли процессы взаимопроникновения культур и наук. А уж интернет и прочие электронные коммуникации разрушили последние оплоты антиглобалистов…

В фильме озвучили и впечатляющие цифры: вина за варварский уклад жизни на земле лежит всего лишь на 10 процентах  населения. Это банкиры, финансисты, политики и иные представители олигархии, подминающие под себя  ресурсы, тысячекратно превышающие  все разумные пределы потребления человека. Остальные 90 процентов  расхлебывают заваренную таким образом кашу. При том весьма немаленькая часть  этого большинства страдает от нехватки элементарных благ: теплого жилья, обычной еды, чистой воды и одежды. Долги беднейших стран растут как снежный ком – так устроена система. Она вынуждает людей «откупаться» природными ресурсами, принадлежащими государству. А ресурсы, понятное дело, не безграничны.

Звучит в фильме и дискуссия о генной инженерии. Мол, если человек окажется не в состоянии избежать необратимых для нашей планеты последствий – тогда дело за генетиками. Которые должны «приучить» людей жить в условиях, ранее непригодных  для человеческого  организма. А может, освоение космоса зайдёт так далеко, что люди «испортив» свою планету, смогут без труда переселиться на одну из множества других? Никто  не знает. Пока можно с уверенностью сказать только то, что у  Земли (и это никакой не пафос) накопилась куча  проблем, требующих безотлагательного решения.