Новости культуры российских регионов
24 сентября 2012
Поволжье

Вся соль

В Самаре проходит V Открытый всероссийский фестиваль документальных фильмов.

За пять лет фестиваль «Соль земли» стал одной из визитных карточек губернии. Благодаря ему самарские зрители познакомились с лучшими образцами современного документального кино, снятого в России и ближнем зарубежье в последнее время, встретились со многими ведущими российскими кинематографистами. Из 115 фильмов, присланных на нынешний фестиваль, оргкомитет отобрал 36 работ.

 

«Последний бал»

Спектр фильмов, которые показывают на кинофестивале, достаточно широк: это и фильмы-портреты наших современников, и картины, отражающие заметные явления современной жизни, и рассказы о людях, оставивших яркий след в истории России. С фильма, связанного с историей, и начался нынешний кинофорум. Картина была показана в ЦРК «Художественный» во вторник, еще до официального открытия фестиваля.

Это был внеконкурсный фильм «Последний бал» именитого московского режиссера, члена жюри фестиваля Бориса Лизнева. Этот автор создал уже несколько документальных фильмов, основанных на старых фотографиях, в которых, по его мнению, видна человеческая душа. Например, фильм «Полк, смирно!», с успехом прошедший на многих фестивалях. В своем последнем фильме режиссер (а он выступает здесь и как автор сценария, и как оператор) рассказывает о костюмированном бале, который проходил в Зимнем дворце в 1903 году. В нем приняла участие вся российская знать. Тогда в России с размахом отмечалось трехсотлетие дома Романовых. В фильме с помощью старых фотографий с того бала (а их в разных музеях сохранилось около 250), вмонтированных в нынешние интерьеры Зимнего дворца, а также с помощью писем и воспоминаний участников тех событий рассказывается о многом - о расколе в царском дворе и в общественной жизни России, об одиночестве Николая II, который на том балу предстал в образе царя Алексея Михайловича, о предвидении им своей трагической судьбы. «Николай II – может быть, одна из самых загадочных фигур в российской истории, - считает автор фильма. - Даже современники часто не понимали мотивы его поступков. Мне кажется, император вполне осознанно шел к своему концу. А вообще, я уверен, что интерес к истории очень важен для формирования самосознания. Поэтому я и обращаюсь к историческим темам».

 

«Увидеть мир по-своему»

Вечером того же дня участники и гости фестиваля переместились в  ДК железнодорожников им. А.С. Пушкина, где прошла сначала пресс-конференция с участием членов жюри, а затем церемония открытия фестиваля. Члены жюри, председателем которого стал известный киновед, заслуженный деятель искусств России и Армении, президент Фонда Ролана Быкова, профессор ВГИКа Армен Медведев, отметили, что в современном документальном кино, в том числе и в представленном на фестивале, появилось немало молодых интересных авторов. И зачастую в своих фильмах они ставят серьезные нравственные вопросы.

Однако, по мнению режиссера Бориса Лизнева, у нас в стране еще недостаточно любительских студий документального кино, которые могли бы стать хорошей школой для начинающих кинематографистов. В одной Самаре таких студий могло бы быть десятки, считает режиссер. Технические возможности для их создания есть. Но не хватает энтузиазма и, может быть, самостоятельности мышления. «Часто начинающие документалисты подражают авторам телепередач, - считает Борис Лизнев. - Главное же для них – открыть глаза, увидеть мир по-своему и передать этот взгляд с помощью кинематографических образов».

Увидеть мир по-своему удалось многим из участников нынешнего фестиваля, которые представили фильмы в пяти номинациях - «Здесь и сейчас», «Времена не выбирают», «Чти отца своего и матерь свою», «Русский собор», «Камо грядеши?..» Это кинематографисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Казани, Екатеринбурга, Ижевска, Тюмени, Одинцова, Кирова, Ярославля и Киргизии. Участники фестиваля на церемонии открытия получили дипломы номинантов из рук председателя жюри. Фестиваль, учредителем которого является Поволжский историко-культурный фонд, проводится при финансовой поддержке областного правительства. В его подготовке также активно участвовали Агентство социокультурных технологий и Клуб почетных граждан Самарской области.

О большой роли фестиваля в нынешней культурной жизни губернии говорилось в приветствии губернатора Николая Меркушкина, которое зачитала на открытии руководитель управления министерства культуры Самарской области Марина Сергеева, и в выступлении председателя комитета по культуре, спорту и молодежной политике Самарской губернской думы Александра Милеева. Открывая фестиваль, президент Открытого всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли» Мария Серкова выразила надежду, что зрители будут не разочарованы и увидят здесь много прекрасных работ.

 

«Письмо маме»

А затем на сцену вышла народная артистка России Ирина Мирошниченко, запомнившаяся зрителям по многочисленным ролям в кино и по мхатовским спектаклям. «Я счастлива, что имею честь выступать на фестивале документального кино, - сказала актриса. - Это кино отражает время. Это то, что останется после нас потомкам». Гости фестиваля увидели отрывки из фильмов с участием Мирошниченко и услышали песни в исполнении любимой актрисы на русском и французском языках. Как певица Ирина Мирошниченко впервые вышла на сцену двадцать лет назад. Одну из песен - «Письмо маме» - она, по собственному ее признанию, спела на самарской сцене третий раз в жизни. Ирина Мирошниченко посвятила эту песню памяти своей матери, тоже актрисе, которая была ученицей гениального режиссера Таирова.

Каждый раз, выходя на сцену как певица, Ирина Мирошниченко любит удивлять публику. Так произошло и на этот раз. Песню «Коренная москвичка» она исполнила в новой аранжировке – более иронично, чем раньше. А старую французскую песню из репертуара Далиды спела под клип, смонтированный из любовных сцен фильма 1974 года «Это сладкое слово свобода!», где она снималась вместе с Адомайтисом.

 

«Письма в Россию»

Герои некоторых фильмов, показанных в первый конкурсный день, - люди, оставившие заметный след в российской истории. Например, фильм «Письма в Россию» питерского режиссера Антона Алексеева посвящен личности архимандрита Софрония (Сахарова) - одного из самых крупных богословов и духовных писателей ХХ века. Большую часть своей жизни отец Софроний прожил в эмиграции - во Франции и Англии, где и основал (в графстве Эссекс) православный монастырь. На протяжении нескольких десятков лет он переписывался со своими родными сестрами - Марией и Александрой, жившими в Москве. Именно эти письма и легли в основу фильма. Удивительно, но и сегодня они не потеряли свою актуальность. А фильм «Во сне это» московского режиссера Людмилы Смелянской рассказывает о трагических событиях 1918-1920 годов в жизни замечательного русского писателя Ивана Шмелева. В основу фильма легли дневники писателя и его письма крестнику Ивистиону, которому он посвятил одну из самых известных своих книг - «Лето Господне».

С большим интересом самарские зрители посмотрели и фильмы, представленные в номинации «Здесь и сейчас» и рассказывающие о наших современниках. Особое зрительское внимание вызвали фильмы о необычных жизненных ситуациях и людях. Герой фильма «Земля Андрея Сметанина» саратовского режиссера Альвины  Ибрагимовой – человек, совмещающий в себе самые разные интересы. Он и филолог, и юрист, и охотник, и животновод, и егерь, и фермер, и писатель. А герой картины «Дорога в Мекку» киргизского режиссера Асель Жураевой – обычный старик из небольшого села, мечтающий совершить паломничество в Мекку. Старик долгие годы копил деньги, чтобы когда-нибудь осуществить свою мечту. И вдруг в его судьбе и в сюжете фильма происходит неожиданный поворот. Накопив деньги на далекое путешествие, он вдруг решает построить на них памятник в родном селе, посвященный солдатам, которые погибли во время Великой Отечественной войны.

Умение увидеть необычное в обычном проявили авторы фильма «Дом самого красивого утра» (московский режиссер Евгений Ховаев), герои которого - главврач провинциального хосписа и его пациенты. Люди, у которых, казалось бы, впереди ничего нет. Но в этом проникновенном фильме рассказывается и о жизни, и о любви, и о надежде. Неожиданный угол зрения для рассказа о сегодняшнем дне нашли и авторы фильма «Волосы» (питерский режиссер Анна Драницына). Действие происходит в парикмахерской. Для многих людей, как оказалось, это единственное место, где можно излить душу. В ЦРК «Художественный» прошел показ фильмов, ставших лауреатами четырех предыдущих фестивалей «Соль земли».

 

Комментарии

Борис Лизнев, кинорежиссер:

- Документальное кино, которое показывают на фестивале «Соль земли», занимается исследованием жизни. Оно предлагает зрителю объемную картину мира и противостоит формату гламурного кино, которое формирует упрощенного человека. Кинодокументалистика влияет и на современное игровое кино, сдвигает его в свою сторону. Это видно, например, по фильму «Остров».

Галина Прожико, доктор искусствоведения, профессор ВГИКа, заслуженный работник культуры России:

- Мне кажется, что фестиваль «Соль земли» - важное явление в культурной жизни и Самары, и всей России. Мне очень понравилось, как молодые люди у вас в Самаре смотрели фильм Бориса Лизнева «Последний бал». По тем вопросам, которые они задавали режиссеру после фильма, я поняла, что многие из них задумываются о серьезных вещах, что их волнует судьба страны.