Новости культуры российских регионов
17 декабря 2011
Поволжье

С «Камнем» на шее

Сергей Светлаков предстал перед самарцами в образе «плохого парня».
Сразу две счастливые возможности представились гостям «Киномечты»: пообщаться с Сергеем Светлаковым и на месяц раньше всей страны увидеть фильм «Камень», где известный комик предстал в неожиданном для зрителя драматическом амплуа. Лента получилась неожиданно сильной, а встреча — по-семейному теплой. Драма вместо триллера Информация в Сети о «Камне» довольно скупа: лаконичный синопсис да постер с «каменным» же лицом Светлакова. Лишь в редких интервью юморист вскользь упоминает об этом фильме как о серьезном творческом эксперименте. У автора этих строк из немногочисленных собранных сведений сложилось свое предвзятое негативное отношение к «Камню». А чего ждать от психологического триллера, где главную роль играет едва ли не самый смешной телевизионный парень страны? Творческие эксперименты, когда звезды шоу-бизнеса перевоплощаются в оперных певцов, боксеры — в танцоров балета, выглядят, как правило, трагикомично. И Сергей Светлаков в образе похитителя с маниакальными наклонностями, казалось, должен был смотреться, как Евгений Петросян в роли Гамлета. Но зрителей ждало приятное удивление. Ради него стоило выдержать традиционную викторину с розыгрышем призов для всех знатоков биографии Светлакова и 20-минутную задержку показа «Камня». По сюжету герой Сергея выкрадывает 7-летнего сына бизнесмена и ставит перед олигархом ультиматум: либо в ближайшие 24 часа отец кончает жизнь самоубийством, либо от рук похитителя гибнет его чадо. Такая, в общем-то, избитая история о киднэппинге у режиссера-дебютанта, недавнего выпускника ВГИКа Вячеслава Каминского обретает иное звучане. Конечно, остросюжетные сцены розыска преступника, как и положено в этом жанре, чередуются с драматическими эпизодами переживаний родителей за своего ребенка. Камера то вертится вокруг скорбных физиономий героев, фиксируя отблески на печальной лысине отца (Николай Козак), кривящийся в истерике рот матери (Олеся Судзиловская), то бежит, тыкаясь в спину, за изворотливым похититетелем и изредка останавливается на влажных глазах ребенка. За кадром постоянно звучит нагнетающий атмосферу инструментал. Но экшн-составляющая в фильме сведена к минимуму (всего лишь одна погоня, ни одной перестрелки). Напротив, усилена драматическая линия персонажа по прозвищу «Камень». Именно он, а не похищенный ребенок с измученными родителями, является главным героем фильма. Каминскому не так интересны захватывающие поиски пропавшего мальчика, как судьба Камня и ответ на вопрос «Почему он стал таким?», поэтому основная линия отодвигается на задний план более волнующей предысторией героя Светлакова. На фоне остальных персонажей его образ получился более многогранным: это то садист-похититель, то суровый мыслитель, то преподающий ребенку уроки выживания жестокий наставник. Но в глубине его души по-прежнему живет брошенный взрослыми, непонятый одинокий мальчик-детдомовец. И все-таки он Дулин Правда, сложность образа Камня является заслугой не только и не столько Светлакова, сколько сценаристов и режиссера. Что касается актерской игры, весь фильм герой Сергея не расстается с каменным лицом, в редких сценах демонстрируя эмоции или подобие ухмылки. Она, как и знакомые зрителю брови домиком, немного раскосый, нагловатый взгляд, становится теперь органичной частью навсегда застывшей на лице героя маски, так что порой пугаешься. Но в определенный момент «дулинское» начало берет свое, и Камень Светлакова выпаливает шутку а-ля «Наша Russia». И тогда в суровом маньяке узнаешь одинакового что в жизни, что на экране простого семейного парня из Свердловска. У героя Каминского детская трагедия мутирует в чудовищную философию выживания, а ситуация с похищением ребенка строится как проверка теории на соответствие жизни. И здесь откровенно начинает попахивать «достоевщиной». А философские выкладки Камня все сильнее походят на рассуждения Подпольного Парадоксалиста из «Записок из подполья». Действительно, у обоих героев основная идея оказывается сходной: противопоставить математическим законам жестокой жизни, где деньги и формула «дважды два четыре» решают все, свои неадекватные правила. Да и персонажи, которых мучают Камень с Парадоксалистом, схожи: есть здесь и рыдающая от жалости к несчастному герою проститутка, и состоявшийся «на службе» товарищ, которому ну никак нельзя простить его обеспеченной жизни. Только если Парадоксалист Достоевского замкнулся в своем «подполье» от мира, не решившись на вызов, то Каминский ведет своего героя через преступление к трагическому развенчанию идеи («На камне ничего не вырастет») с печальным, но закономерным финалом. Такая философская подоплека вкупе с социальным подтекстом превращает фильм из триллера в экзистенциальную драму. Не успели зрители оправиться от финального потрясения, как зажегся свет и явился, словно сошедший с экрана, такой же серьезный, как и его герой, Сергей Светлаков в компании с Вячеславом Каминским и главой по маркетингу и дистрибуции группы компаний «Базелевс» Русланом Татаринцевым. Было видно, что артист взволнован не меньше зрителей и крайне заинтересован их мнением. Он беседовал с публикой стоя, путался в словах и, чтобы разрядить напряжение, отшучивался. «А, вот та самая девушка, что за мной уже в шестой город приезжает!» - среагировал он на приветствие молодой особы. «Не нужно было фильм презентовать на твой день рождения. Видишь, какой народ серьезный», – заметил Каминский. «Ничего страшного. Мы его используем для рекламы ритуальных услуг», – парировал Светлаков. И все же Сергей беспокоился зря: присутствующие сошлись во мнении, что фильм достойный. Ну а артист в благодарность согласился сфотографироваться со зрителями. Сергей Светлаков, артист, участник команды КВН «Уральские пельмени»: - Первоначально у фильма было рабочее название «Воспитанник». Но потом его переименовали в «Камень». Для меня это главное, долгожданное творческое событие. Хочется, чтобы фильм стал таким и для зрителя. Это триллер. Абсолютный аттракцион с нервами, эмоциями людей. Я очень жду премьеры, это будет сильное для меня испытание. Больше года работы – и съемочной, и закулисной, и работы менеджера... Очень хочется, чтобы все это было не зря. Вячеслав Каминский, режиссер фильма «Камень»: - Работая над фильмом, каждый из нас смог решить свои внутренние проблемы, ответить на сложные вопросы. В первую очередь, на вопрос отношений родителей и детей. В связи с ним для меня был очень важен образ Камня. Он близок и мне, и Сергею своей целеустремленностью, тем, что у него есть правила, пусть в чем-то и антисоциальные, но все они, как и убеждения, и характер героя, сформировались у него в детстве. Вообще для нас было очень важно донести до зрителя простую идею: не оставляйте детей, и не будет последствий. Руслан Татаринцев, глава по маркетингу и дистрибуции группы компаний «Базелевс»: - «Камень» является экранизацией романа сетевого автора Юрия Бригадира «Не жить». Понятно, что переложить литературу на язык кинематографа проблемно, и некоторые вещи теряются. Но мы постарались максимально перенести сюжет книги на экран, оставив финал примерно таким же. Кстати, Самара - один из первых городов, где прошел показ «Камня». Лента уже побывала в Новосибирске, Красноярске, Омске, Ростове, Тольятти. В Москве премьера состоится 18 декабря.