Этим непростым вопросом озабочен Никита Михалков, озвучивший свои чаяния на вручении премии за лучшую зрительскую рецензию на трилогию «Утомленные солнцем».
Конкурс объявили весной на сайте студии «ТРИТЭ» с желанием выяснить, есть ли сегодня те, кто смотрит кино, пытаясь почувствовать автора, ощутить его искренние устремления и то, что он хотел сказать на самом деле.
«Меня беспокоило даже не то, что фильм ругали, когда он еще не вышел на экран, а сам подход. Дело не в том, чтобы тебя хвалили, важно понять, существуют ли еще люди в наших кинозалах, оценивающие картину в соответствии с законами, по которым она сделана, - говорил Никита Сергеевич.- Я принимаю любую доказательную критику. Мне интересен диалог, в котором ты можешь переубедить, смягчить оппонента. Задача ведь в том, чтобы сблизиться со зрителем, а не кинуть ему некий кусок и получить деньги…»
Михалкова пугает, что зритель, судя по рецензиям на «Утомленных солнцем», разучился работать над фильмом. Еще 11-12 лет назад люди охотно смотрели кино про себя. Сейчас их от этого отучили. Отечественный кинематограф отвернул российскую публику, возненавидевшую то кино, которое ей навязывают. Это или гламурные комедии и римейки низкого качества. Или картины, где все опошлено, унижается человеческое достоинство, опускается страна - причем без всякой попытки разъяснить, разобраться в происходящем вместе. Фильмов, заставляющих размышлять, спорить, будоражащих интеллект, почти нет.
«Мы будем ориентироваться на кассу или на качество, на то, чтобы создавать и сохранять большой стиль – то, без чего не может существовать кинематограф в большой стране», - спрашивал Никита Михалков. Его «Утомленные солнцем – очень метафизическое произведение. Это притча, сказка о том, что во Вселенной все связано. Но, прочитав то, что писали о фильме критики, режиссер с ужасом обнаружил, что с этих позиций к нему никто не подошел. В такой ситуации у него возник естественный вопрос: «А для кого тогда, собственно говоря, снимать кино сегодня?»
К счастью, результаты конкурса сомнения развеяли. Прочитав более 400 присланных рецензий, Михалков был потрясен. Ведь писали те, кто не печатается в СМИ, и не может быть широко услышан – значит от чистого сердца. Особое внимание привлекли отрицательные – их оказалось примерно 47 процентов - отклики. Мнение человека думающего, как ты, но не согласного с тем, как ты это излагаешь, дорогого стоит. В финал вышли 18 работ, и практически все они, по оценке жюри, достойны победы. Их издадут в виде путеводителя, прилагаемого к диску с фильмом. Семь рецензентов удостоились призовых мест с вручением памятных дипломов, подарочных наборов аппаратуры для домашнего кинотеатра и книги «Прямая речь», где собраны интервью мэтра за 40 лет. Конкурсанты приехали из Ярославля, Минска, Тольятти, Самары, Екатеринбурга, Коломны. Первое место досталось Валентине Гордеевой (г.Волхов, Ленинградской обл.), увидевшей в фильме «Цитадель» в сцене с застрявшим грузовиком, который пытаются вытащить из канавы те, кто туда же его и столкнул, схожесть с судьбой России. «Живем будто на постоялом дворе, - пишет она. – Леса, поля, деревни запущены настолько, что кажется скоро земля начнет стонать и встанет на дыбы. Везде мусор, ругань, бочками льются нечистоты из телевизора и интернета, в сознание вбивается установка: не кисни, зависни, расслабься, отдохни, люби себя…И на этом фоне полное спокойствие властей, которые пробуют что-то модернизировать, живя в грязном сарае, где течет крыша, крысы и стены скоро рухнут…»
Двадцативосьмилетнего петербуржца Антона Тимина – инженера по светодиодным приборам сильно задело отсутствие в прессе и на киносайтах глубокого критического взгляда на последние фильмы Михалкова. Потому решил высказаться сам. Считает, что в России еще никогда не было кино с такой демонстрацией бренности человеческого бытия. Потрясен тем, как представлены неразбериха и хаос 41-го – столь смело начало войны до Михалкова никто не показывал. У него нет претензии на историческую достоверность, но психологически он точен. Хирург Андрей Носков из Уфы убежден, что ни «Предстояние», ни «Цитадель» - фильмы новаторские и нетипичные для Михалкова - никто не понял. Это арт-хаусное кино, передающее личностный образный взгляд режиссера не только на войну, но и на современное общество, на все мироздание в целом.
Фильм объединил синеманов разных возрастов. Молодые лица среди конкурсантов преобладали. Общаясь с ними, Никита Сергеевич выразил надежду, что они станут флагманами и провозвестниками серьезного отношения к кино и его вдумчивого обсуждения. Ведь разговор о кино - это всегда разговор о жизни, открывающий ее заново.