Новости культуры российских регионов
12 июня 2011
Поволжье

Крестный папа «Масяни»

Павел Мунтян о сегодняшнем и завтрашнем дне анимации.
Известный российский мультипликатор, продюсер анимационного кино и один из основателей студии Toonbox Павел Мунтян принял участие в официальном открытии клуба любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник» в ЦРК «Художественный». Для самарских зрителей, среди которых преобладала молодежь, мультипликатор провел мастер-класс. «История могла бы пойти по-другому» Перефразируя известную строчку Евгения Евтушенко, можно сказать, что мультипликация для Мунтяна – больше, чем просто мультипликация. «Дети сегодня становятся взрослыми слишком рано, - считает Павел Мунтян. - Слишком рано зацикливаются на деньгах. А мультфильмы помогают нормальному формированию детской и подростковой психики». В последние годы Мунтян выступает с лекциями о проблемах современной анимации в России. А проблем, по его мнению, немало. Прежде всего, ощущается отсутствие у авторов фильмов представления о том, для кого они их создают. Советская школа анимации устарела и развалилась, а российская анимационная индустрия находится в зачаточном состоянии. «Сценаристов, которые умеют писать под анимацию, - считает продюсер, - в России нет. Как нет и актеров, которые могут ее озвучивать. И режиссеров, которые могут правильно передать движение персонажей». В общем, картина, нарисованная автором культового фильма «Масяня», была печальна... В Самаре Мунтян показал несколько короткометражных мультфильмов, созданных на студии Toonbox, среди которых своим остроумием выделялись сюжеты на исторические темы из цикла «История могла бы пойти по-другому». Кроме того, продюсер показал образцы анимационного кино американского и европейского производства, созданного в разные годы. Сегодня на Западе, как сказал Мунтян, смотрят в основном мультсериалы. Стандарт – не меньше 52 серий. «На мой взгляд, - считает продюсер, - и российская анимация сможет восстановиться исключительно при помощи сериальной продукции. Какие бы ставки мы ни делали на полнометражное кино, по качеству полного метра мы отстали на 10-15 лет от остального мира. А вот развить культуру сериального анимационного кино — это вполне реальная задача». Сегодня, по мнению Мунтяна, есть пять сериальных проектов отечественного образца, поставленных на поточное производство и способных конкурировать с западной продукцией, - «Смешарики», «Лунтик», «Куми-Куми», «Фиксики» и «Маша и медведь». «Куми-куми» Самому ему более всего нравятся те проекты, которые заставляют улыбнуться и посмотреть на знакомые вещи с неожиданной точки зрения. Именно таков проект «Куми-куми», которым Мунтян занимается как продюсер. Самарские поклонники анимации увидели первые две серии этого 54-серийного фильма, который будет показан полностью на анимационном канале Cartoon Network. Фильм рассчитан не только на российских подростков, но и на их сверстников из других стран. Герои мультсериала – странные человекоподобные существа, которые общаются на искусственно созданном языке и внешне смахивают на представителей трех цивилизаций. Азиатской - Шуми-куми, индейской – Джуми-куми и американской – Юми-куми. Искусственный язык для персонажей Павел Мунтян изобрел сам и назвал его «токи-поно». «Задача «Куми-куми», - заявил мультипликатор, – развить правое полушарие детей и научить их фантазировать». Павел пообещал, что в скором времени куми-словарь появится в Интернете, а также в разных форматах для мобильных устройств. Это будет интерактивное приложение: переводчик с русского на куми, с английского на куми и обучающая программа по произношению. В последнее время Мунтян все более склоняется к абсурдистскому направлению в анимационном кино. Немало абсурдных ситуаций будет и в новых фильмах из этого сериала. «Наш мультсериал - чистой воды абстракция, - говорит продюсер. - Мы вообще абстрагируемся от земных реалий. У нас в третьей серии выяснится, что Солнце работает за счет энергетических овец. Потом выяснится, что под водой есть суша и под водой есть «подвода». Будут появляться какие-то вещи, которые ломают шаблоны привычного восприятия окружающего мира». Мультики – для всех Фантазия ребенка, к которой обращаются Павел Мунтян и его соратники, по их мнению, неисчерпаема. «Я видел кукольные и пластилиновые фильмы, сделанные восьмилетними детьми, - говорит Мунтян. - Это серьезная работа. Они уже могут концентрировать свое внимание, адекватно воспринимать поступающую к ним информацию. И при этом в их работах – целое море фантазии». В мультфильмах для детей, как считает Павел Мунтян, не должно быть ни излишнего морализаторства, которым грешило старое советское кино, ни грубости. «У нас персонажи, - говорит он, - общаются друг с другом на дружественной ноте, и, соответственно, ребенок впитывает в себя этот момент. Взрослые, когда лезут в анимацию со своими законами и багажом чернухи, нарушают психику ребенка. Мы смотрим фильм всегда со своей колокольни, не пробуя посмотреть с их точки зрения. Например, если взрослому человеку сказать: вот, отрубили врагу голову… И он сразу себе представляет, как кровь брызжет, язык вывалился – ужас! А ребенок воспринимает так: ну да, отрубили врагу голову – наказали подлеца. Отрубили и отрубили!» А вообще, анимационное кино, по мнению Павла Мунтяна, не имеет возрастных ограничений: «Мы живем в мультимедийном обществе, и нельзя согласиться с тем, что мультики - это только для деток. Нет, они и для детей, малышей, подростков, и для взрослых, и для совсем взрослых. И на каждую аудиторию есть свое анимационное кино. Мультики должны быть в жизни человека. Обязательно!».