Новости культуры российских регионов
12 июня 2011
Поволжье

Кино без мух на стене

«Ракурс» показал самую громкую документальную премьеру 2011 года.
В Большом зале Дома актера прошел показ картины Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю». Известные авторы независимого кино поставили эксперимент: доверили жителям Ростова камеры, чтобы те сняли фильм про себя. Результатом стало трагикомическое кино о жизни как она есть. Показ собрал практически полный зал молодой аудитории – редкое для «Ракурса» последнего времени явление. Вместе с директором «Ракурса» Михаилом Купербергом картину представляли участвовавшие в его создании директор независимого института кино и куратор просветительского проекта «Виктория» из Ростова-на-Дону Даниил Алексеев, художник (он же – один из героев фильма) Иван Мирошниченко, художник, поэт и музыкант Денис Багарат. Их-то стараниями фильм, который не будут выпускать в прокат и на DVD, показали в Самаре раньше «Кинотавра». Во вступительном слове Алексеев напомнил зрителям предысторию «Я тебя люблю». Павел Костомаров (сорежиссер нашумевших «Трансформатора», «Матери», оператор «Простых вещей» и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского) и Александр Расторгуев (режиссер «Чистого четверга» и «Жара нежных...») отправились в 2008-м в Ростов-на-Дону снимать фильм. Пригласили всех желающих. На кастинг пришли несколько тысяч жителей «из народа». Из них режиссеры отобрали 50 самых талантливых, умеющих снимать на камеры full HD и в то же время быть в кадре естественными, а не играть себя. Вручив актерам и героям картины технику, режиссеры самоустранились, и фильм зажил своей жизнью. Полученный результат Костомаров с Расторгуевым смонтировали и представили на суд зрителя. Первыми его увидели в феврале 2011-го гости 40-го Международного фестиваля в «Роттердаме». Фильм открывает милицейская оперативная съемка. Капитан милиции фиксирует на камеру свои служебные, семейные будни, начиная с поездки на работу и заканчивая игрой с сыном. Выглядит все это, особенно помощь гражданам, неестественно: блюститель порядка откровенно играет роль «хорошего полицейского», включая камеру в нужные ему моменты. В итоге настоящая, несыгранная жизнь остается за кадром. Но вот камера случайно фиксирует монолог супруги милиционера, и зритель узнает, что за всей этой идиллией стоят рутина, побои и пьянство. Далее камера случайно попадает в руки простых ростовских молодцев: теперь та самая «закадровая» жизнь разворачивается во всей красе. Сменяя друг друга, в кадре мелькают история автомойщика, журналистки, художника и много кого еще. Ребята поначалу хулиганят перед камерой, затем перестают замечать ее и не скрывая говорят о наболевшем. Разумеется, трехэтажным матом. У каждого свои проблемы, но жизнь у всех одинаково безысходная, слишком абсурдная, однообразная и предсказуемая, чтобы воспринимать ее всерьез. Единственное, что по-настоящему значимо и интересно для героев – любовь. Для одних – игра, для других – главный смысл жизни, она скрашивает, но не меняет обыденное существование каждого. И каждого же заставляет задуматься о природе отношений между мужчиной и женщиной. После показа гостям впервые в истории «Ракурса» довелось пообщаться по Skype с режиссером Павлом Костомаровым.