Новости культуры российских регионов
28 мая 2011
Поволжье

Опиум для урода

Зрителям «Киноплекса» показали «Цену страсти».
Так называется новый фильм участника последнего кинофестиваля «Сандэнс» Мэтью Чэпмена. Используя избитый мелодраматический сюжет об адюльтере, режиссер настойчиво убеждает зрителя не только не думать о существовании бога, но и не сомневаться в его отсутствии. Видимо, сомневаясь в том, что фильм убежденного атеиста будет иметь успеха у массового зрителя и, возможно, вызовет скандал отсутствием веротерпимости, отечественные прокатчики подали его в другой «обертке». Заменили название The Ledge (дословно – «край») на пафосную «Цену страсти», выпустили постер с парой обнявшихся влюбленных, определили жанр как «драма, триллер», а синопсис ограничили двумя эффектными фразами: «На крыше высотного здания появляется мужчина, который дожидается нужного момента для прыжка вниз. Если он не сделает этого, ту девушку, что он любит, убьют». Однако то, что видит зритель на экране, соответствует «обертке» лишь отчасти. По сюжету молодой управляющий отелем Гэвин (Чарли Ханнам) с внешностью Курта Кобэйна флиртует с симпатичной супругой (Лив Тайлер) своего соседа. К счастью для героя, она вовремя остается без работы и нанимается горничной в его отель. А ее муж (Патрик Уилсон) оказывается религиозным фанатиком, не способным удовлетворить свою благоверную. Измена неизбежна. Любовники счастливы, а трагикомичный рогоносец готовит им изощренную месть. Все это Гэвин рассказывает полицейскому на крыше высотки перед своим прыжком. Параллельно зритель вынужден ознакомиться с проблемами полицейского: он страдает от бесплодия и не может понять, когда же жена успела ему изменить и родить двух детей. В общем, сам бы прыгнул, да опередили. Сюжетная предсказуемость и полная безысходность дополняется слабой актерской игрой (не спасает даже присутствие миловидной Лив Тайлер), банальными диалогами, вялостью оператора и заунывной музыкой. Поэтому вопрос о художественной ценности фильма отпадает сам собой. Любопытно другое. 61-летний Мэтью Чэпмен (кстати, прямой потомок Чарльза Дарвина и последователь его идей) и не думал снимать шедевр. Напротив, всевозможными голливудскими клише он хотел намеренно усреднить фильм, чтобы предельно обнажить собственную идеологию. Ведь речь в картине идет совсем не о страсти и любви (все это составляет лишь мелодраматический фон), а об отсутствии бога в мире. В большинстве сцен герои, примитивные в повседневной жизни, но подозрительно осведомленные в религиозных вопросах, с пеной у рта обсуждают Тору и Новый завет. Одни, как Гэвин, яростно отрицают божественное начало: какой же бог допустит гибель маленькой дочки? Другие, как баптист Джо, не только убеждены в существовании бога, но и готовы ради него застрелить неверную жену, а ее соблазнителя столкнуть с крыши. Третьи, как бесплодный полицейский, еще не определились с ответом, но уже сомневаются. Однако беспощадный режиссер, рассказав избитым кинематографическим языком пошлую и кровавую историю более чем обычных людей, разгонит сомнения. Бога, по Чэпмену, нет. Люди одиноки. Религия – лекарство для слабых духом. Просто одним, чтобы выжить, нужно верить в то, что «там кто-то есть», другим достаточно следовать инстинктам. Финал же у всех будет один, и нечего себя обманывать. В итоге герои несчастны, то и дело мелькающий в кадре церковный шпиль выглядит уродливой архитектурной карикатурой на фоне дымящихся заводов. А вместо сакраментального «Помолимся перед ужином» звучит издевательское «Просто поедим». Столь неблагодарный материал не предполагает серьезного разговора о вечном и выглядит скорее глупым мальчишеским криком, чем высказыванием опытного режиссера. Пожалуй, разобраться в своих отношениях с богом зритель сможет без помощи Чэпмена. Бог ему судья.