Новости культуры российских регионов
3 мая 2011
Поволжье

К звездам!

В Самаре показали фильм о гениальном режиссере-изобретателе.
Фильм показали в КРЦ «Художественный» на открытом Всероссийском кинофестивале «Космические крылья России», организованном правительством Самарской области, агентством социокультурных технологий и Поволжским общественным историко-культурным фондом. «Звездная» болезнь Фильм «Павел Клушанцев – к звездам!» представлял его автор - питерский режиссер и ученик Клушанцева Алексей Ткаля. Павла Клушанцева, к сожалению, мало знают даже те, кто интересуется кино. А между тем этот ленинградский режиссер-документалист, оператор и сценарист – один из главных выдумщиков и изобретателей мирового кино. На Западе о нем немало написано, имя Клушанцева известно там любому режиссеру-фантасту. Еще в 1937 году Клушанцев основал на «Ленфильме» цех комбинированных съемок. Первым в мире он начал совмещать научно-популярное кино с научной фантастикой. Он придумал сочетать мультипликацию с реальными съемками и много чего еще. Фильм «Павел Клушанцев – к звездам» прослеживает историю жизни этого удивительного кинематографиста. В 1918 году восьмилетний Павел Клушанцев оказался в детском доме, который размещался в старинном петербургском особняке. Книги богатой библиотеки за ненадобностью были выброшены во двор на сожжение. Там мальчик нашел свою первую книжку о ракетах и заболел «звездной» болезнью на всю жизнь. Клушанцев был «вечным мальчиком», которых называют романтиками, мечтателями, чудаками. Он мечтал стать инженером, но стал кинооператором. Ему все время хотелось изобретать. Он изобретает камеру для подводной съемки, камеру для съемки с воздуха. Три года до войны он снимал только комбинированные кадры. С этим к нему обращались многие режиссеры фильмов, которые потом стали очень популярными. Ракета Клушанцева После войны Клушанцев устроился на Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов. Именно здесь по-настоящему раскрылся талант Клушанцева - кудесника камеры и монтажа. Ему хотелось стать режиссером. И вот на студии появился сценарий «Полярное сияние» - интересный, но технически неосуществимый. Но Клушанцев рискнул. Это был фильм с необычными эффектами. Серебряные «ленты» полярного сияния в фильме двигались, искрились, играли. Даже коллеги терялись в догадках: как это ему удалось. Клушанцева интересовало многое. Но главной его любовью стал космос. Он снял фильм о тайнах Луны. А его картина «Марс» стала настоящим космическим детективом. Подобно Мегрэ, Клушанцев расспрашивает ученых, сопоставляет разрозненные данные о Красной планете. В середине 50-х писатель Борис Ляпунов написал сценарий о грядущих полетах в космос. В Москве Клушанцеву, предложившему снять фильм, сказали: снимайте лучше про кормовую свеклу. Но он добивается, что фильм все-таки снимается. Он придумал и спроектировал уникальные приспособления. Чтобы снять звездное небо, Клушанцев создает вращающийся девятиметровый щит с лампами разной яркости - в полном соответствии с картой звездного неба. Для съемок космонавта в состоянии невесомости он изобретает немыслимый цирковой трюк. И на экране человек плавает в воздухе... В сущности, он делал то же, что и конструктор Королев. Как-то его вызвали в серьезное учреждение: откуда вы взяли такую форму ракеты? «Сам придумал». «Снимать нельзя». Но он, конечно, снял. Макет Клушанцева оказался точной копией королевской ракеты. Клушанцев рассказывал в фильмах, в чем суть реактивного движения, что такое первая и вторая космические скорости. После полета первой ракеты на его фильмы возле кинотеатров выстроились очереди, все хотели посмотреть их. Тогда, в 1957 году, зритель увидел выход в открытый космос, монтаж станции, первые шаги человека по Луне и многое другое. Космонавт с «Планеты бурь» В 1961 году увидел свет художественный фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», в основу которого была положена одноименная повесть Александра Казанцева. «Планета бурь» стала хитом сезона. В фильме были и героико-исследовательская романтика, и динамичность действия, и погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон» - объект зависти голливудских кинематографистов... В Самару режиссер Ткаля привез уникальную придуманную Клушанцевым фигурку космонавта, которая участвовала в съемках «Планеты бурь». «Она была в планетоходе, в котором двое космонавтов спешили по помощь попавшим в беду товарищам, которых окружала лава, - пояснил режиссер. - Чтобы не рисковать жизнью актеров, вместо них в планетоход посадили эти модели». Права на прокат фильма приобрели 28 стран мира, а в США вышли две перемонтированные версии ленты. К игровому кино Клушанцев больше не возвращался, зато снял более ста научно-популярных фильмов и сюжетов. Радиус добра «Я всегда делал только то и только так, как я сам придумал, - говорил Клушанцев. - Это никто не мог воспроизвести». Возможно, это и спасло его жизнь в годы репрессий. В одном из интервью он вспоминает: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог». В 1972 году Павел Клушанцев вышел на пенсию. Он был фактически отлучен от кино и на жалкую пенсию доживал с женой свой век в небольшой комнатке. Что было главное в этом удивительном человеке? Алексей Ткаля считает: «Павел Клушанцев был из дворянской семьи, и главное его качество – огромная тяга к знаниям. Он всегда подчеркивал, что знающий человек не может быть плохим. Знания формируют склонность сердца к доброте. У него было такое понятие – радиус добра. Этот радиус, по его мнению, мог простираться вокруг человека. Есть люди, у которых этот радиус добра выходит за пределы их жизни». Ткаля тесно общался с Клушанцевым в последние пять лет его жизни (а скончался он в 1999 году). В старости Клушанцев почти ослеп. Но будучи человеком активным, придумал трафарет, который помогал ему работать и записывать свои мысли. После смерти режиссера его дочь, которая занималась дешифровкой рукописей отца, издала их. Ткаля считает, что к фильмам Павла Клушанцева снова возникнет интерес у российских зрителей: «Мне кажется, люди устали от бесконечных «стрелялок» на экране. Они снова обратятся к увлекательному научно-популярному кино». Однажды Клушанцев сказал, что человеку в определенной степени свойственна стадность. И это очень плохо. Человек должен жить в мире со своим окружением, но быть индивидуальностью, считал режиссер. «Индивидуализм – это способность думать самостоятельно», - говорил Клушанцев. И это один из главных уроков, который усвоил его ученик, Алексей Ткаля. «Я стремлюсь снимать кино о том, - сказал он, - как индивидуальность проявляется в человеке и как это идет во благо всему обществу. Именно об этом и мой фильм, который я показал в Самаре».