Новости культуры российских регионов
9 апреля 2011
Поволжье

Капитан жадность

Зрителям «Пяти звезд» показали историю печально известной финансовой пирамиды
На экраны страны вышел фильм Эльдара Салаватова «ПираМММида» - о детище Сергея Мавроди. Фильм, якобы предлагающий зрителю подлинную историю событий 1994-го, на деле оказался криминальной драмой о том, как ужившиеся в одном человеке гений и злодейство помогли ему прогнуть мир под себя. Вокруг съемочной истории «ПираМММиды» так же много загадок, как и вокруг ее прототипа. Продюсер Сергей Ливнев (он же сценарист «Ассы»), прочитав тюремные сочинения Сергея Мавроди еще до их публикации, загорелся идеей экранизации. За съемки взялся молодой режиссер Эльдар Салаватов. В его «послужном списке» до «ПираМММиды» значились мистическая комедия «Семейка Ады» да лирическое продолжение «Антикиллера» с Гошей Куценко. Третья лента стала самой трудоемкой (три года напряженных съемок, постоянные переносы премьеры) и пока наиболее серьезной работой Салаватова. Реклама уверяет зрителя в том, что фильм откроет главные тайны «МММ». В действительности же сюжет ленты ограничен всем известными фактами, никаких финансовых секретов, конечно же, в ней не раскрыто, а имена главных героев изменены. Мавроди, например, переименовали в Мамонтова: звучит одновременно масштабно и архаично. Словом, в «ПираМММиде» минимум документальности. Зато максимум зрелищности: сюжет заверчен вокруг кульминационного периода истории «МММ» с хитроумными разборками между Мавроди, правительством, спецслужбами и бандитами. Скандалы, интриги, расследования – все по законам жанра. Если называть вещи своими именами, это талантливо сделанное массовое кино в обертке «достоверности». В «ПираМММиде» интересна даже не сюжетная канва, а предложенная Салаватовым интерпретация образа Мавроди-Мамонтова. Он, благодаря талантливой игре Алексея Серебрякова, многолик, симпатичен и отвратителен одновременно. В повседневной жизни беспомощный неудачник, в бизнесе – он беспощадный циник, готовый купить даже душу. Он не может найти общего языка с дочкой, зато банкиров, чиновников и гангстеров видит насквозь. Интересно следить, как, услышав нужную цифру, быстро меняются его собеседники (Мамонтов знает цену каждому). Как нелепое заикание превращается в глас пророка, которому, затаив дыхание, внемлет вся страна. Как сам герой из вампира человеческой жадности преображается в незадачливого отца и обратно. Мамонтов-семьянин и Мамонтов-бизнесмен одновременно несовместимы и невозможны друг без друга: неудачи первого озлобляют второго. И теперь комплексы «маленького человека» вырастают в месть целому государству. В момент своего триумфа он потеряет главное и превратится обратно в сутулого человечка в свитере, джинсах и огромных роговых очках. При всей оригинальности «ПираМММиды» напрашивается невольное сравнение с «Социальной сетью» Дэвида Финчера: за крупнейшим надувательством стоит та же личная трагедия и тот же никем не понятый, но точно знающий людские слабости герой. Мамонтов, как и Цукерберг, не может изменить этот безумный мир, зато он способен прогнуть его под себя. Пусть за это придется дорого заплатить. В общем, «ПираМММида» интересна даже не как воспоминание о лихих 90-х, а как по-своему трагичная история гениального злодейства.