Новости культуры российских регионов
9 апреля 2011
Поволжье

Деликатно про рок

Каким должен быть фильм о классиках жанра
Киноклуб «Ракурс» показал документальную ленту Тома ДиЧилло The Doors. When you are strange. Построенный на раритетных фото и видеоматериалах авторский взгляд на историю Джима Моррисона и его команды — пожалуй, наиболее смелое и адекватное киновысказывание об американской рок-легенде. Виртуоз независимого кино Том ДиЧилло органично соединил в The Doors. When you are strange фактографию с множеством понятных зрителю кинематографических символов: сгоревшая спичка, взошедшее солнце, уходящая вдаль дорога. Благодаря точно подобранным режиссером визуальным цитатам из песен и биографии Джима Моррисона с The Doors получается интересный сплав документального и художественного кино. Начинается все с выбравшегося из разбитой машины в кювете обросшего молодого человека в меховой куртке. С этим символическим образом души Моррисона зритель совершает путешествие во времени, начавшееся с услышанного по радио известия о его смерти. Перед глазами в обратном порядке промелькнет вся карнавальная история группы, чтобы вновь повториться в правильной последовательности. Теперь символика отойдет на задний план, а хладнокровный закадровый голос Джонни Деппа в течение полутора часов разложит по косточкам всю историю группы. Но поклонникам The Doors она и так известна. Намного интереснее перенасыщенный редкими записями видеоряд со сценами с участием группы в записывающей студии, архивными концертами, интервью. Вот Джима со сцены уводят полицейские за нанесенные одному из них «оскорбления», а вот он, игнорируя просьбы Эда Салливана, исполняет в прямом эфире Light my fire без «купюр». Моррисон в изображении ДиЧилло находится в постоянных метаморфозах. И зритель уже не замечает, как из застенчивого юнца он превращается в устраивающего на сцене вакханалию шамана Джимбо. В отличие от Оливера Стоуна, который в своей ленте как следует посмаковал связанные с сексом и наркотиками подробности жизни Моррисона, ДиЧилло сакцентировал внимание на творческой стороне его личности и культурном феномене The Doors. Вписав группу в музыкальный и исторический контекст своего времени, режиссер порой затрудняется подобрать адекватный язык для повествования о самом Моррисоне. Ведь представленный в фильме документальный материал противится тому, чтобы стать частью рассказа об еще одном проклятом поэте своего времени. Моррисон с The Doors были чем-то большим. Но фильм у ДиЧилло получается именно о проклятии гения и войне отцов и детей. А места, что не поддаются документальному объяснению, режиссер закрывает музыкальными паузами с хитами группы: они говорят больше всяких кинообразов и документальных фактов. И возможно, в этой непроговоренности и заключена вся прелесть фильма.