Новости культуры российских регионов
9 апреля 2011
Поволжье

Интервью с заслуженным артистом России Евгением Дятловым

Евгений Дятлов: «Нужно быть абсолютно честным к герою и себе»
Для заслуженного артиста России Евгения Дятлова визит в Самару стал важной творческой вехой. На съемках фильма Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» он сменил привычный для него образ брутального опера и исполнителя романсов на драматическую роль генерала Новикова. По кругам под солнцезащитными очками (с ними он, чтобы не привлекать лишнего внимания, не расстается даже в полутемном кафе), видно, что съемочный процесс изнурил артиста. «Когда у меня рабочее настроение, я не чувствую себя туристом» - Как вас утвердили на роль Новикова? Проводился специальный кастинг? - Сам не знаю. Честно говоря, для меня это приятная загадка. И я боюсь подойти с этим вопросом к режиссеру. - Как вы готовились к этой роли, было достаточно сценария или потребовалось изучение исторического контекста? - Конечно, здесь нужно знание эпохи. Но приобрести его можно, лишь соприкоснувшись с историческим материалом, узнав информацию от специалистов, из литературных источников, подключив воображение. Надо четко разделять вещи, свойственные нашему времени и присущие той эпохе. Из них складывается образ мыслей твоего героя — это нужно понимать. Если говорить о времени, которое показано в «Жизни и судьбе», его представителям не была свойственна толерантность и умение принять чужую точку зрения. Эту черту определили и условия жизни, и идеология, которая пронизала все общество. Но в голове у людей при этом происходил отбор, формировались морально-этические принципы. Они позволяли в таких условиях выживать и развиваться. - А как насчет изучения места, где встречаются ваши герои? Успели посмотреть Самару?  Хотел сегодня, да из-за интервью не успел. Мы даже на съемочной площадке не успевали работать. Только пришли на место съемок, сразу появились местные жители, побежали здороваться... Честно говоря, когда у меня рабочее настроение, я не чувствую себя туристом. «Надо всегда держать себя в руках» - Концертные гастроли, съемки в кино. У вас, наверное, жесткий график работы? - Только когда я домой приезжаю. А когда выпадает такая командировка, как сейчас, я отдаюсь на волю волн. Меня пакуют, увозят, крутят, вертят мной на съемочной площадке, как хотят. Вечером привозят: «Все, свободен!». Больших нагрузок себе не позволяю. Чуть-чуть в номере поотжимаюсь, поприсядаю. Жду, когда приеду домой: там плаваю в бассейне, занимаюсь скачками, боксирую — все по режиму. - Для вас физические нагрузки так важны? - Обязательно. Иначе конец. Чем больше себя физически расслабляешь, тем хуже. У меня наступил такой возрастной период, когда понимаешь — надо взять себя в руки, тренироваться и не бросать, не расслабляться и не откладывать на потом. Иначе это отразится на остальных сферах жизни. - Вы выступали на фестивале юмора «Короли смеха в Приангарье» с музыкальной пародией. Обращаетесь ли сейчас к этому жанру? - Нет. Тем более, что сейчас есть масса пародистов, которые делают это здорово. Я имею ввиду «Большую разницу». Это пошло на производственный конвейер, и мне там уже делать нечего. Да и потом: я никогда себя так не позиционировал. Для меня это было просто увлечение, которое вдруг кому-то понравилось. Шоумены захотели, чтобы это увидели и услышали как можно больше людей. Какое-то время я ездил и показывал пародии. Тем более, что мне за это стали больше платить, а актер может зарабатывать себе на жизнь только тем, что умеет делать. Вот я и делал то, что лучше получалось. - Драматическое амплуа вам ближе комического? - Да в комическом я вообще ни разу не выступал. К нему я отношусь очень осторожно. Потому что хочется, чтобы тебе верили. А люди часто, когда им выпадает возможность участвовать в чем-то комическом, перестают быть самими собой, и все сводится к повторению штампов. А это неинтересно. Лично мне больше нравится, когда человек находит присущие ему реакции, которые рождает юмор. Ну а если говорить о жанре комедии, мне больше больше по душе фильмы Данелии или Гайдая, чем про мистера Питкина, когда артисты просто кривляются. Кривляние смешно лишь первые пять минут, а потом утомительно. Как только возникают человеческие обстоятельства существования такого комического персонажа, мне становится интересно. Чем человечнее, тем интереснее. - Существует ли для вас разница в работе над образами лирических героев романсов и киногероев?  В кино я задействую те же ресурсы, что и в работе над романсом. Я должен понимать, что человек, которого я играю, будет состоять из моих плоти и крови. И мне нужно быть абсолютно честным и по отношению к нему, и по отношению к себе. Дмитрий Месхиев, кинорежиссер: - Евгений как-то говорил в интервью, что давно хотел бы сняться в одном из моих фильмов. Но о той роли, какую я предложил ему в «Линиях судьбы» - поп-звезды нетрадиционной ориентации Эдуарда Воскресенского, он, наверное, и не помышлял. Я поставил ассистентам задачу: отыскать киноактера, в коем бы не было «голубизны», то есть постараться поначалу обмануть зрителя. Так и появилась кандидатура Дятлова. Изначально Евгений наотрез отказался, однако потом все-таки согласился встретиться со мной. И как только я его увидел, то немедленно воскликнул: «Этот? Отлично! Про него зрители точно не подумают! Будем снимать». Так вот и сняли... - Виктория Богачева, корреспондент газеты «Репортер», участник массовки на съемках фильма «Жизнь и судьба» в Самаре: - Было занятно смотреть, как высокий да еще и с фуражкой на голове Дятлов пробирался на съемки «квартирных» эпизодов в доме на ул. Льва Толстого, 83. Там высота потолков на лестничных пролетах не достигает и двух метров, и человек ростом выше метра семидесяти при спуске по лестнице вынужден выворачивать набок голову, чтобы не набить шишку на лбу. Так что Дятлову приходилось преодолевать лестницы в полусогнутом состоянии. А на площадке, в ожидании команды «мотор», он распевал песни. После первого дубля слышалась бойкая «Катюша», а после второго - «Три танкиста».