Новости культуры российских регионов
3 апреля 2011
Поволжье

Поздний киносоциализм

«Ракурс» показал последнюю ленту Годара.
«Фильм-социализм», вошедший в программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля-2010, стал одним из главных кинособытий последнего времени. «Ракурс» организовал показ ленты в Самаре. «Фильм-социализм» - квинтэссенция идей позднего Жан-Люка Годара и попытка воплотить их с помощью нового киноязыка. Действие фильма начинается на круизном теплоходе. У Годара это одновременно и Ноев ковчег (на нем собрано «каждой твари по паре»: от русского майора милиции до посла Палестины) и подобие Вавилонской башни, где все говорят на разных языках и не понимают друг друга. В Египте, Палестине, России, Греции, Италии и Испании - везде, где останавливается корабль, непонимание и упадок. Одни нации подавляют другие, государство — общество, родители — детей. Старики ностальгируют о прошлом и отвергают настоящее. Связь времен распадается, а само время исчезает (эту мысль иллюстрируют египетские часы на руке одной из героинь). В кадр попадают словно случайно выхваченные сцены семейной жизни, фрагменты черно-белых фильмов, любительской съемки, цитаты. Режиссер усугубляет ситуацию, накладывая видеоряд на несущие околесицу закадровые голоса героев. При этом, цитируя сам себя же, ностальгирует о своих неснятых фильмах. Логичность повседневности у Годара нарушается. Мир, как он есть, предстает хаосом, где давно смешались все идеологии, ценности стали относительными. Человек, как можно понять из множества показанных историй, оторвался от семьи, страны, природы, вместо свободы получил одиночество. Это чувство не раз заставит испытать зрителя зафиксированный камерой образ морской бушующей стихии. «Фильм-социализм» - большой паззл, части которого можно бесконечно складывать, находя новые смыслы. Однако сложить в целое никогда не получится: уж больно зыбкая и призрачная получается картинка. Но посмотреть ее стоит, хотя бы для того, чтобы попытаться разобраться в себе и мире. «Фильм противоречив, как и многие ленты позднего Годара. Это чрезвычайно сложное произведение, перенасыщенное скрытыми и явными цитатами из мировой культуры. Произведение очень неоднозначное. Фильм сложнее многих произведений артхауса, к которому вообще никакого отношения не имеет. Это авторское высказывание», - считает директор киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг.