Новости культуры российских регионов
14 февраля 2011
Поволжье

Птичку жалко

Напоминание о чести с отсылкой к истории.
В киноцентре «Пять звезд» прошел предпремьерный показ фильма «Орел IX легиона». Добросовестная экранизация книги о римской Британии с претензией на историческую достоверность напоминает зрителям о том, как вернуть себе доброе имя и помириться с врагами. «Орел IX легиона» заинтересует в первую очередь поклонников античности и творчества Розмари Сатклифф. Неподготовленного же зрителя громоздкое название (в оригинале оно много лаконичнее – Eagle), скорее отпугнет. Но не так страшен «Орел», как его «обзывают». В действительности это сделанный профессионалами (главный из них – обладатель «Оскара» Кевин МакДональд) качественный образец исторического эпоса – жанра, который в Америке давно себя дискредитировал. Голливуд так вольно обращался с историей, что превратил ее в полную бутафории и спецэффектов красочную картинку для блокбастера. В «Орле…» же сохранен баланс между художественным вымыслом и исторической правдой. Спецэффектов в фильме минимум. Бутафории тоже: костюмы, доспехи, оружие, предметы быта, повседневные занятия, боевая тактика римлян, бриттов и многое другое восстановлены на основе тщательно изученных съемочной группой исторических материалов. В каждом кадре привередливый оператор фиксирует на камеру малейшие детали эпохи, от римских сандалий до неудобного шлема, оставляющего шрам на шее воина. Так что при просмотре создается иллюзия максимального погружения в античность. Но завораживает даже не достоверно воспроизведенный антураж эпохи, а положенная в основу фильма интрига. Кевин МакДональд посвятил «Орла» малоизвестным историческим фактам II века нашей эры. По сюжету воины Девятого легиона (одного из старейших легионов Рима, созданного Цезарем для войны в Галлии) около 117 года нашей эры отправляются на Британские острова, чтобы подавить восставшее племя, и… исчезают. О том, что с ними было, история умалчивает. Известно лишь, что 18 веков спустя археологи нашли штандарт IX легиона - бескрылого орла. Это и подстегнуло автора Розмари Сатклифф, достойную «коллегу» Валентина Пикуля и Мориса Дрюона, написать в 1954 году целый историко-приключенческий роман со своей версией событий. В нем сын главы IX легиона, молодой римский полководец, ценой невероятных усилий возвращает римской армии штандарт, а себе – доброе имя. Спустя более полувека с отрочества влюбленный в эту книгу Кевин МакДональд экранизирует ее, задействовав востребованных голливудских артистов. В итоге из увлекательного авантюрно-приключенческого сюжета «вырастает» жесткое мужское кино с четко прописанными характерами, диалогами и мизансценами. В том, что картина удалась, заслуга не только оператора и режиссера, но и артистов. Малоизвестные, но уже отметившиеся в блокбастерах Ченнинг Татум и Джейми Белл создают психологически сложные образы римлянина и бритта. Непредсказуемая дуэль двух непримиримых врагов, которые в конечном счете станут друзьями, пожалуй, наиболее интересная часть картины. Фильм с «навороченной» предысторией и малоизвестными актерами, может, и не будет иметь шумного успеха в прокате, зато послужит зрителю нелишним напоминанием о том, что же такое честь. А еще о том, что с врагами лучше мириться. Ради такого и за «птичкой» сходить не жалко.