Новости культуры российских регионов
24 января 2011
Поволжье

Жизнь как турне

Матье Амальрик с культурным мифом Франции
В киноклубе «Ракурс» состоялся показ ленты «Турне», получившей приз за лучшую режиссерскую работу на Каннском фестивале-2010. Режиссер Матье Амальрик поведал простую и трагикомичную историю о поисках человеком своего места в жизни. Вообще-то, фильм Амальрика не только об этом, смысловых пластов в нем намного больше. Непоправимость ошибок прошлого, попытки восстановить прежнюю жизнь и невозможность начать новую, желание спрятаться от «проклятых» вопросов и забыться в фееричном шоу — все это выражено режиссером в метафоре бесконечного турне, которое героям фильма и зрителю предстоит совершить, прежде чем вместе с протагонистом в исполнении того же Амальрика задуматься над смыслом жизни. По сюжету экс-продюсер и действующий директор кабаре-шоу Жоаким вместе со стриптиз-группой «Новый бурлеск», которая состоит из дам бальзаковского возраста и одного молодого кавалера, возвращается из Америки на родину - во Францию. Во всех городах с триумфом проходит его шоу, «изюминка» которого — пышные женские тела и роскошная бутафория. Труппа у Жоакима настолько колоритная и веселая, что праздник и розыгрыши с возлияниями продолжаются за кулисами, в гостиничных номерах. Но вскоре становится ясно, что за этой пышностью герой пытается укрыться от абсолютного одиночества, на которое обрек себя много лет назад, покинув родину. Прежние друзья стали врагами, он задолжал бандитам, когда-то брошенные им сыновья не очень рады своему отцу, а ему самому уже не хватает смелости прийти на встречу с бывшей женой. Блестящей игрой Амальрик создает двойственный образ своего героя, решительного, смелого, порой беспощадного в шоу-бизнесе, но абсолютно беспомощного и непутевого в обычной жизни. Жоаким в любой момент готов начать все заново, но не способен сохранить то, что уже есть. Эта жизнь одновременно невыносима, ведь в ней нет любви, семьи, дома, и прекрасна, потому что в ее разгуле, при свете рамп и звуках музыки, хлебнув шампанского, обо всем можно хоть ненадолго забыть. И если простое человеческое счастье для героя недостижимо, остается лишь стремление к нему, турне как самоцель, даже если оно ни к чему не приведет. Один раз у осознавшего это Жоакима на глазах выступят слезы, но, как говорится, show must go on. По мнению киноведа и культуролога Валерия Бондаренко, «Турне» отражает существенную черту французской культуры: «Уникальная судьба Амальрика вписывается во внутреннюю культурную мифологию Франции. Уже в XV веке это была единственная страна с культурной централизацией вокруг Парижа и «короля-солнца» Людовика XIV. Смысл жизни ее обитателей состоял в том, чтобы достичь центра и оказаться ближе к «солнцу». Жан-Жак Руссо в XVIII веке символически выразил смысл движения внутри французского общества в образе трущихся друг о друга камешков гальки. Соприкасаясь друг с другом, подобно камешкам, люди обтачиваются и возвращаются к себе же. Эта ситуация во Франции сохраняется на протяжении веков, и она проиграна в судьбе Амальрика, который, подобно камешку, «обточился» как актер у Отара Иоселиани и Арно Деплешена, затем как ассистент режиссера — у Петера Хандке, Луи Маля и Алена Таннера, чьи имена символизируют французскую культуру XX столетия. В итоге мы получаем не суперзвезду кино, а человека, который еще только начинает готовиться стать французским режиссером, а это звучит очень ответственно. Наконец, и сам образ турне в его фильме подразумевает то же движение галек, которые обкатываются, встречаются, разрушают друг друга и порождают вино французской культуры».