Новости культуры российских регионов
17 января 2011
Поволжье

Колдовское кино

В «Пяти звездах» прошла премьера фильма «Время ведьм»
Из уже состоявшихся премьер наступившего года эта стала наиболее заметной. Режиссер фильма Доминик Сена расправился с голливудским стереотипом о ведьмах, а Николас Кейдж продемонстрировал, что как актер блокбастеров он все еще актуален. Фильмы про ведьм — редкое явление в кинематографе. Обычно к теме злых колдуний режиссеры обращаются, чтобы снять детскую сказку («Сабрина — маленькая ведьма») или мистическую комедию про одиноких женщин, которые, используя чары, добиваются личного счастья («Иствикские ведьмы», «Практическая магия», «Колдунья»). Режиссер Доминик Сена очистил жанр от комедийно-сказочной мишуры и показал совсем другой образ ведьмы — не хрупкой обаятельной колдуньи, а жестокой твари, которая в лучшем случае загрызет, в худшем — нашлет на целый город эпидемию чумы. Одним словом, такой, какой ее представляли люди XIV века, в период которого и разворачивается действие фильма. Оказывается, средневековая инквизиция не всегда ошибалась: в те времена, согласно ленте, бесовщина была неотъемлемой частью повседневности, как для монахов молитва, а для крестоносцев походы. И ведь не поспоришь: настолько убедительно под жутким гримом в окружении спецэффектов смотрится парящая нежить. Однако перед очередной встречей с ней зрителю предстоит не менее жуткое путешествие в компании наивных простолюдинов. Скрываясь от возмездия церкви, двое крестоносцев-дезертиров, попадают в город, где свирепствует чума. Один из них — благородный рыцарь (Николас Кейдж), второй — простоватый верзила (Рон Перлман), физиономия которого и без всяких ведьм внушает если не страх, то тревогу — точно. Чтобы реабилитироваться перед богом, им предстоит доставить в компании рыцаря, священника и вора крестьянку, которую обвиняют в колдовстве, в другую церковь. Там должны определить ее вину. Сюжет незамысловат, и будь это обычная история охоты на ведьм, фильм превратился бы в банальность. Но вся интрига в том, что до последнего момента, благодаря замечательной игре малоизвестной артистки Клер Фой, зрителю так и не ясно, ведьма ее героиня или нет. Конечно, для финала режиссер припасет эффектную сцену битвы с нечистью, но до нее даже искушенному киноману придется как следует поломать голову. А заодно полюбоваться на пестрящий волками темный лес, хрупкий мост через пропасть, полную зараженных чумой монахов-зомби церковь. Если верить афише, съемочная группа хорошо поработала над каждой сценой, чтобы создать нужную атмосферу и поселить в зрителе неуверенность и тревогу. Особо следует сказать об игре артистов. Николас Кейдж предстал в амплуа, из которого он не выходил в 90-е, играя в знаменитых блокбастерах «Скала», «Воздушная тюрьма», «Без лица», «Глаза змеи». Это рефлексирующий супергерой с рядом недостатков. И те, кто вырос на подобных фильмах, порадуются за своего кумира. По крайней мере, здесь Кейдж выглядит лучше, чем в лентах последних лет. Рон Перлман предстает в образе, из которого, судя по всему, никогда не выйдет: отпускающий скабрезности громила-чревоугодник. Что в «Хэллбое» в гриме, что во «Времени ведьм» без оного, он неизменен, но и невероятно уморителен. В этом качественном образце фильма ужасов режиссер нашел место и для философии. Практически в каждой сцене с крестьянкой Анной, которую герои то жаждут убить, то жалеют, он заставляет персонажей вместе со зрителем вспомнить свои грехи и задуматься над вопросом, вправе ли я судить другого?. Выясняется, что вправе — если готов понести соответствующее вине наказание. Такая нехитрая мораль. Но если убрать философию, фильм содержит одну важную мысль: независимо от достоинств и недостатков женщин надо не судить подобно инквизиции, а любить и беречь. Пожалуй, самое верное средство от ведьм.