История, написанная драматургом Александром Галиным и переведенная на сценический язык режиссером Владимиром Разуваевым, пересказывает бытовую ситуацию, рожденную банальным квартирным вопросом. Он испортил не только москвичей, поэтому персонажей премьерной постановки творческого центра "Антреприза", что работает при воронежском Доме актера, нетрудно найти в любой точке нашей необъятной родины.
Сюжет – примитивный, хотя – не без утопического развития. Овдовевший старик сильно мешает дочке и ее мужу в их антикварной квартире. Его намерены сбагрить – женить на подходящей (то бишь, с жилплощадью) бабульке. Муж зазывает в гости трех невест. На смотрины они, дабы не пересечься друг с другом, должны прибыть по очереди: одна уйдет, другая явится. Бабки, однако, пошли другим путем: собрались все одновременно. Тут и началось…
Спектакль "Ретро", кроме того, что веселит зрителя, еще и невероятно трогательные ноты выводит. С ностальгией по ушедшим временам – а пьеса Галина написана в советском 1979-м – это никак не связано. И даже не в обстоятельствах, работающих на сочувствие героям, дело: спектакль нажимает на ту область, которая зовется человеческой душой. С нежностью, достойной лучшего применения, старик привечает голубя за окном: это, уясняет зритель из монолога, единственное живое существо, с которым дедушка, скажем так, в контакте. А что касается любви – в спектакле она есть постольку, поскольку есть жажда этого чувства. У всех, без исключения, участников показанной жизненной драмы: и у тоскующего по умершей жене главного героя, и у взбалмошной его дочурки, и, конечно, у трех очень разных, но одинаково трогательных претенденток на нелепое замужество…
Прозрачность – одна из основных характеристик постановки Разуваева. И, отдавая дань новомодным эффектам современного института театра, радуешься такой вот наивной простоте; оказывается, нужна зрителю и она. Не все ж ребусы разгадывать.