Новости культуры российских регионов
4 декабря 2010
Поволжье

Поезд-беглец

Чего боятся машинисты
В «Киноплексе» прошел предпремьерный показ фильма «Неуправляемый». Режиссер Тони Скотт снял историю о том, как за 100 минут остановить бешеный поезд и одновременно решить проблемы в семейной и личной жизни. Поначалу смотреть этот фильм не очень интересно. Зритель слышит пестрящие профессиональными терминами и легким матерком диалоги машинистов и стук колес о рельсы. Грохот вагонов в уютной тиши зала больно режет слух. Зритель, как и мелькнувший в кадре юный кондуктор-«новичок», которого многоопытные железнодорожники осыпают насмешками, чувствует неловкость. Соблазн уйти велик, но именно с этого момента действие фильма, подобно неуправляемому главному герою, набирает обороты. Имеющая мало общего с красочным блокбастером прозаичная реальность железнодорожных будней нужна Тони Скотту, чтобы поместить зрителя внутрь опасной профессии. И ему это удается: с первых кадров чувствуешь хруст дорожной пыли на зубах и запах шпал. В столь неуютной атмосфере зритель с героями проводит 100 жутких минут. Разгильдяи-инженеры допускают оплошность, поезд с грузом токсических отходов плавно съезжает на встречный путь и целеустремленно едет в сторону населенного пункта. Руководство железной дороги вкупе с правительством делает все возможное, чтобы остановить состав, но только усугубляет положение. Помогут делу знающий дорогу давно уволенный, но почему-то продолжающий работать старый инженер (Дензел Вашингтон) и неопытный кондуктор (Крис Пайн). Драматизм происходящего усложняют семейные проблемы обоих героев. Перепробовав все возможные способы и изрядно покалечив себя, они остановят-таки «эту сволочь» (слова одного из них) и вернут покой своим семьям. Казалось бы, зачем снимать основанный на реальных событиях фильм? Ведь все равно ясно, что произойдет и чем все закончится. Но Тони Скотту важны не факты, и не тщательно подготовленный хеппи-энд, который обязательно наступит, а процесс движения к нему, психология человека на распутье: остановиться и разбиться или увеличить скорость и превратиться в лепешку? В этом плане замечательна игра актеров, каждый из которых предстает в своем амплуа. Смазливой звезде молодежных голливудских комедий и мелодрамм Крису Пайну сам бог велел сыграть «зеленого» выпускника, впервые столкнувшегося с жизнью. А интеллигентный Дензел Вашингтон, который играет вот уже в пятом фильме этого режиссера, как и в предыдущих лентах, остается в образе брошенного всеми зануды-морализатора с задатками камикадзе. Однако балованному зрителю интереснее будут не тонкости актерской игры и режиссерский посыл, а грохочущий вагонами «главный герой», вид и «поступки» которого пугают и завораживают одновременно. По сути, Тони Скотт с успехом вернул к жизни канувшую в Лету в конце 90-х разновидность фильма-катастрофы про неуправляемый транспорт, снабдив его для разнообразия элементами боевика и мелодрамы. Получилось качественное массовое кино, которое брат Ридли Скотта умеет снимать. Однако с учетом таких его талантливых лент, как «Враг государства» и «Гнев», по пятибалльной шкале фильм тянет на твердую четверку. Картина определенно заслуживает внимания, хоть после ее просмотра у впечатлительных людей надолго отпадет желание путешествовать по железной дороге.