Новости культуры российских регионов
5 ноября 2010
Центр

«Маскарад» как драма и пародия

В этом году Волковский фестиваль проходит уже в одиннадцатый раз.
Его девиз – «Русская драматургия на языках мира» – заявляет о себе всё ярче. Репутация фестиваля высока, об интересе публики говорят ежевечерне полные зрительные залы, споры в антрактах и после спектаклей. Премией Правительства РФ имени Фёдора Волкова отмечены два театра – Новосибирский академический театр «Красный факел» и Хакасский театр кукол «Сказка» (Абакан) и персонально – художественный руководитель Казанского академического театра драмы имени Качалова Александр Славутский. Спектакли лауреатов открыли фестиваль. Маски Арбенина. 25-летний Тимофей Кулябин – самый молодой в России режиссёр, успевший завоевать признание и известность множеством интересных работ. Кулябин поставил недавно в Волковском «Кармен». Его спектакли говорят о том, что у режиссёра выработался собственный почерк, что он уверенно владеет современными театральными технологиями. Драматургическую канву «Маскарада» он развёртывает в космос человеческого бытия. Точка отсчёта проходит через Арбенина с его личной совестью, множится в лицах персонажей, окружающих его. То, что свершается, – не игра слепой судьбы, а следствие сделанного выбора. Кулябин акцентирует возрастной контраст супружеской пары. 60-летний Арбенин (Игорь Белозёров) – брутальный, сильный, титан духа. И девочка-жена Нина, ей едва минуло 17 лет (студентка театрального института Евгения Туркова). Для режиссёра главное в ней – знак детской беспечности. Играющее дитя. Арбенин «всё видел, всё перечувствовал, всё понял, всё узнал». Она – в «огромной книге жизни прочла один заглавный лист...» Игорь Белозёров наделяет своего Арбенина великим чувством любви. С Ниной он воскрес «для жизни и добра». Теперь он – Великая жертва Великого, вселенского Обмана. И потому актёр насыщает сердце героя горькой иронией, терпкой печалью и ядом ненависти... Арбенин настолько хорошо знает свет, что в «измену» Нины ему легче поверить, чем в её невинность. С одной стороны – перед нами герой романтического склада, с другой – персонаж трагифарса, ибо он сполна принадлежит к тому светскому кругу, который его сформировал. Арбенина – Белозёрова вполне можно назвать advocatus diaboli – адвокатом дьявола. Маскарад – всегда провокация. С неутомимой жаждой наслаждения бросается в его стихию молодой Звездич (Евгений Терских). Режиссёру удалось отчётливо показать и механизм ловушки, в которую загоняет себя Арбенин. Как лихо осуществляет он план мести, заговор против Звездича. Происходит банкротство и крах молодого героя. Арбенин отомщён. Но светские игроки возвращают Арбенину его же сценарий в беспощадном и жестоком варианте, отнимая у него Нину. Бал жизни правит не герой, а его расщеплённые подобия. «Дядюшкин сон» как пародия. Славутский – крепкий и уверенный мастер ярких эстрадных зрелищ с публицистическим пафосом. «Дядюшкин сон» Казанского театра, сыгранный во второй вечер, предстал странной пародией на «Маскарад». Это был «Маскарад», вывернутый наизнанку. В Достоевском режиссёру оказалась интересна не столько гротесковая, эксцентрическая атмосфера, сколько нравоучительные мотивы. Он видит в «Дядюшкином сне» абсолютно нынешнюю историю. Приезд князя (Геннадий Прытков) в Мордасов даёт импульс скандальной истории, через призму которой показаны обыватели городка. Предприимчивую Марью Александровну Москалёву (Светлана Романова) посетила идея выдать за одряхлевшего князя свою двадцатитрёхлетнюю дочь Зинаиду (Эльза Фардеева). Славутскому здесь важнее линейные построения сегодняшних дней, а не философские вертикали. Блюстительница нравственности, Зинаида стремительно сдаёт позиции, дабы цепко ухватиться за предложение замужества – личные выгоды и обогащение. А в финале, когда с князя срывают парик и хохочут над его «идиотизмом», только он становится человеком. Человечность – чувство трагическое, и артист Прытков это доказывает. Режиссёр Славутский чётко определил пространство своего спектакля как бытовую сатиру. Диапазон Достоевского в «Дядюшкином сне» иной – там есть и мелодрама, и трагедия, и фарс, и цирк, и театр абсурда. Мы же увидели добротную нравоучительную историю, какие так привлекают благодарных зрителей.