Новости культуры российских регионов
4 ноября 2010
Поволжье

О чем думал Цукерберг

Социальные сети воспели в кино
В кинотеатрах — премьера от создателя «Бойцовского клуба» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера. Теперь на Facebook.com ожидается солидное прибавление русскоязычных аккаунтов. Фильм «Социальная сеть» вышел в самарском кинопрокате в один день со столицей. Первыми в нашем городе его увидели посетители «Киноплекса». Новую картину можно смотреть подросткам, которых не понимают взрослые - мальчикам и девочкам, живущим в Сети. Влюбленным, семейным, интеллигентным, скучающим, причем смотреть вместе со взрослыми. И все-таки фильм – не шедевр. Не жанровое кино и, конечно, не артхаус. Возможно, Финчер претендует на открытие нового жанра, вот только отечественный ответ здесь невозможен – русскоязычный аналог социальной сети «Фейсбук», тот, который «В Контакте», не может предложить своего героя. Говорят, что Павла Дурова не существует… Итак, кино, которое смело можно было бы назвать «Фейсбук» - экранизация биографии создателя этой всемирной социальной сети. После просмотра задумываешься, а нет ли среди твоих знакомых второго Цукерберга – неказистого парня в мятой толстовке с кучей комплексов, до которых ему самому нет дела. Гений, что с него возьмешь. Один из персонажей бросает мысль: великие идеи рождаются раз в поколение. «Фейсбук» был создан в 2004 году… Но вернемся к герою. Знакомые называют его подонком, лишь создатель программы Napster понимает непростого парня из Гарварда. Цукерберг одинок, он самый молодой из современных миллиардеров, нельзя сказать, что несчастлив. Понятие счастья в отношении таких, как он, использовать нелогично. Это человек другой логики, другого формата – типичный представитель креативного класса, поведение, образ мыслей и стиль жизни которых не укладываются в наши рамки. Обыватели не знают, что делать с такими «цукербергами», годами тянутся суды и споры. В общем-то, все два часа мы видим бесконечный суд над создателем «Фейсбука», к которому сам он относится довольно равнодушно – лишь бы компьютер не отнимали. Классовую борьбу представляют два героя – два бизнес-партнера и, по иронии судьбы, два самых близких друга. Креативщик против коммерсанта, человек идей против охотника за сиюминутной прибылью. Впрочем, и нам, простым смертным, ясно, что засорять контент любого сайта рекламными баннерами - значит сайт загубить. Герои фильма предлагают выразительное сравнение: «Это как закатить крутую вечеринку, а потом объявить, что в 11 вечера она кончится». Есть и тема из разряда вечных: мужчины ничего не делают только за идею. Женщина – вот первопричина. Говорила бы нам что-нибудь фамилия Цукерберг, не сообщи девушка этому рядовому студенту, что он подонок? Лишь чтобы досадить ей, парень в рекордный срок взломал университетскую сеть, создал шуточный рейтинг гарвардских студенток и собрал за два часа нешуточную 22-тысячную аудиторию. Дальше тема М и Ж уйдет на дальний план и замаячит снова лишь в финале, когда симпатичная женщина-адвокат скажет нашему герою: «Ты не подонок, но просто хочешь казаться подонком». Снова Цукерберг в растерянности – ну не думает он о таких вещах. О чем же он думает, вы, возможно, поймете, если оторветесь от «Вконтакте», «Одноклассников» и т.п. и посмотрите этот фильм…