Новости культуры российских регионов
27 октября 2010
Поволжье

С волками жить...

Зрителям «Киноплекса» показали, как осуществить мечту, убив взглядом
На днях в «Киноплексе» состоялся предпремьерный показ фильма «Правосудие волков». Режиссер Владимир Фатьянов превратил экранизацию романа Владимира Кунина в авантюрно-приключенческое жизнеописание убивающего взглядом человека с раздвоением личности. Картина примечательна как дебют на большом экране режиссера телефильмов и сериалов Владимира Фатьянова и как экранизация неоднозначного романа Владимира Кунина «Мика и Альфред». Видимо, авторы фильма не определились с тем, как относиться к еврейскому мальчику, которому разбитая в детстве голова принесла «дар» убивать врагов суровым взглядом. Он - то ли вершащий справедливость герой, то ли нарушивший библейскую заповедь изверг. Но по мере приближения к финалу авторы подталкивают зрителя, скорее, к первому выводу. Да и время, на которое приходится действие фильма, не располагает к морали. Сначала беззаботный период довоенного отрочества в Ленинграде. Здесь у Мики есть все: могучий папа-режиссер, мама-заступница, большая квартира... Единственная отличающая обычного мальчика аномалия — гиперсексуальная активность, но это уже издержки возраста. Травма головы, а затем и начавшаяся война заставляют Мику осознать, насколько хрупко его благополучие. А еще после удара по голове он ощутил в себе «дар»... Парень плывет по течению «века-волкодава»: служит в армии, потом становится «домушником», но одумался и стал примерным юношей. Начинает новую жизнь - художника. В общем, обычный сюжет соцреализма — перевоспитание героя. При этом Фатьянов, отслеживая вехи сумбурной жизни Мики, задается вопросом: что делать в нелепое время нелепому человеку, да еще с таким нелепым «даром»? Найденный ответ вполне в традициях романов Стивена Кинга: красиво уйти, используя жестокий «талант» в целях правосудия. Свойственное преклонному возрасту благоразумие героя быстро отметается злым гением: он переживает раздвоение личности. Как у Конан-Дойля, Хайд (Альфред) побеждает Джекилла (Мику) простой мыслью: если уж живешь в волчье время, то и выть будешь так же, пока не отвоюешь свое место (в фильме — райский остров) под солнцем. Романтический финал выглядит столь же предсказуемо, сколь и закономерно. Актерский состав, занятый в фильме, многонациональный. Например, одного из милиционеров играет Богуслав Линда. Мику-старшего — Майкл Йорк. Где-то на вторых ролях мелькает немецкая актриса Сента Аут. Непонятно, зачем режиссеру понадобился такой интернационал. Но поскольку все перечисленные звезды играют русских, это выглядит неуместным. Как актеры наши не уступают, даже в эпизодических ролях. Трудно, например, забыть образ боевой, энергичной мамаши в исполнении Марии Шукшиной или Игоря Лифанова, сыгравшего жестокого милиционера с кирпичной физиономией. Но наиболее сложным получился образ главного героя - Мики. Авторы фильма сохранили в нем свойственную персонажам книг Кунина иронию и плутовское обаяние. Мику сыграли аж четыре актера, соответствующих разным возрастам героя. Два из них, Даниил Страхов (Мика-бандит и Альфред) и Майкл Йорк (Мика-художник), не могут не вызвать симпатии. Смотреть на разные ипостаси героя и интересно, и весело.