Одно из событий этого года – большая персональная выставка Зураба Церетели, одного из крупнейших мастеров российского искусства XX-XXI вв., Президента Российской академии художеств, приуроченная к празднованию его 90-летию.
Экспозиция развернулась на двух этажах здания на Петровке 25 – именно здесь четверть века назад был открыт Московский музей современного искусства (MMOMA), основателем и директором которого выступил художник.
«Хронологическим пунктиром» отмечены основные этапы и яркие эпизоды творческой биографии Церетели, охватывающей период с середины 1950-х гг. вплоть до сегодняшнего дня. Среди них обучение на факультете живописи в Тбилисской академии художеств и изучение наследия родной земли в качестве художника Института истории, археологии и этнографии Грузинской ССР; судьбоносные встречи с Пикассо и Шагалом в Париже в середине 1960-х и работа главным художником МИДа в посольствах СССР в Японии, Бразилии, Португалии, Сирии и других странах; преподавательская деятельность в США в конце 1970-х и оформление Московской Олимпиады; создание важнейших монументальных ансамблей и градостроительных проектов в 1990-2010-х и установка престижных скульптурных памятников по всему миру.
Экспозиция представляет произведения в широком диапазоне материалов и техник – от живописи и графики до круглой и рельефной скульптуры, от эмалей и витражей до гобеленов и мозаик. При этом картины и графические композиции, в том числе совсем недавние, служащие для Церетели ежедневным творческим экзерсисом, позволяют проследить эволюцию авторского почерка.
Здесь же редкие произведения ученического периода, созданные во многом под влиянием педагогов, связавших молодого художника с традициями дореволюционной классической школы Петербурга, и ранние живописные работы, которые отмечены активными поисками собственного «голоса» в искусстве, а также работы 1960-1980-х гг., когда Церетели становится одним из главных представителей советского монументального модернизма, автором зрелищных декоративных композиций, украсивших курорты Черноморского побережья и общественные сооружения в различных городах СССР.
И, конечно, выставка демонстрирует основные станковые серии новейшего этапа творческого пути художника, отмеченного масштабом, технической сложностью и визионерским духом.
Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, раскрыты в трёх особых залах, которые сфокусированы на сквозных для художника персонажах-героях (Прометей, Св. Георгий и Петр I).
Другими специальными пространствами стали графический и скульптурный кабинеты, мастерская-амфитеатр, где в жанре «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера, а также фотографическая галерея его избранных общественных монументов с конца 1960-х до сегодняшнего дня – как в России, так и за рубежом. Экспозицию дополняют архивные фотографии и редкие документальные фильмы.
Ключом к прочтению экспозиции стал образ солнечного сада. Этот поэтический и визуальный архетип является центральным для Церетели. Солярные и космогонические символы, мотивы цветения, изобилия флоры и фауны, знаки небесных светил мигрируют из картины в картину, находя воплощение, например, в бесчисленных цветочных натюрмортах с излюбленными подсолнухами.
На торжественном открытии выставки Зураб Церетели сказал: «Несмотря на свой многолетний опыт, мне каждый раз очень волнующе демонстрировать своё творчество зрителю — я всегда думаю о том, как люди воспримут его, понравится ли им, сможем ли мы вместе с кураторами донести все смыслы. И сейчас я счастлив и горд представить свою самую масштабную выставку в моем любимом Московском музее современного искусства».
Совместно с китайским брендом HONGQI в залах первого этажа подготовлен специальный проект «Шелковый путь», который является частью монографической выставки. Название экспозиции отсылает к маршруту, исторически связывавшему Восточную Азию со Средиземноморьем. Центром проекта стала одноименная скульптура Церетели, созданная им в 2017 году и впервые представленная в 2023 году на выставке в Национальном художественном музее Китая и осталась там.
Выставка будет работать до 22 сентября.