Новости культуры российских регионов
4 апреля 2024
Москва

Три художницы и их взгляд на мир

Stella Art Foundation представляет проект, объединивший работы художниц – Нины Котел, Александры Митлянской и Евгении Соломатиной
Работа Нины Котел

Новая выставка культурного фонда Stella Art Foundation с необычным названием «О всех вещах, там обитающих» включает в себя более 50 работ из фотографической серии «И это тоже пройдет» Евгении Соломатиной, медитативно-статичные видео Александры Митлянской и новую серию произведений Нины Котел, в том числе специально созданный для главного зала колоссальный свиток длиной 25 метров.

Объектив камеры Евгении Соломатиной направлен несколько в сторону и по касательной по отношению к объекту фотографического интереса. Фотографии художницы напоминают стоп-кадры кинофильма, застывшие в момент смены планов. Они больше фокусируются на пустоте между объектами, чем на конкретных предметах. Отражение света на стене в номере отеля, случайный взгляд на хрупкую ключицу, щель между шторой и подоконником, бурлящая рябь воды – эти мимолетные, подвижные, фрагментарные образы поддерживают целостность нашего опыта проживания повседневности.

Героев работ Нины Котел можно встретить в среде их естественного обитания — в глубине нижнего ящика комода, в дальнем углу верхней полки, внутри забытой на антресолях коробки. В каком-то смысле окружающее пространство — это не только то, что снаружи или внутри, но также неустранимый остаток между. Именно в этих «не-местах» скапливаются предметы, утратившие первоначальную функцию: осколок стекла, бусинка, потертая игрушка, деревянный шарик и другие. Все вместе эти памятные вещи соединяются в полезный сентиментальный слой, питающий и поддерживающий личную историю.

Направленный в пустоту пейзажа объектив камеры Александры Митлянской фиксирует мир непредвзято и холодно. Эдмунд Берк в своем эссе «О возвышенном и красоте» сравнивает пейзаж с пустотой, якобы пейзаж может вызывать у человека смешанные эмоции ужаса и восхищения. Можно сказать, что пейзаж для Берка – это дыра, из которой на остолбеневшего путника смотрит глаз возвышенного. Статичная камера Александры Метлянской возвращает этот взгляд. Примеряя на себя точку зрения механического, неподвижного глаза, зритель открывает для себя волшебство движения жизни в пустоте застывшего пейзажа.

Выставка будет работать до 25 мая.