Третьяковская галерея представляет выставку Юрия Злотникова (1930–2016) — выдающегося русского художника, яркого представителя беспредметного искусства. Это более 70 работ: 9 графических произведений из собрания Третьяковской галереи, 46 листов от семьи художника, остальные работы из частных коллекций — Музея AZ, Сергея Лимонова, Антона Козлова, Романа Бабичева и других.
В экспозицию вошли 64 произведения из серии «Сигнальная система» (1957–1962) и 10 работ из серии «Протосигналы». В таком объёме серии будут представлены впервые. Работы двух циклов аналитической абстракции по праву можно назвать первыми авангардными произведениями второй половины ХХ века, а также началом science art в России. Система основана на перформативной практике и вдохновлена научными достижениями эпохи в области математики, кибернетики, лингвистики и психофизиологии.
Юрий Злотников в 1950-х годах создает «сигнальную систему» как азбуку знаков, основанную на воздействии цвета, формы и композиции на зрителя. «Сигналы» — главное понятие в зарождавшейся тогда кибернетике. Заклейменная в предыдущие годы как «лженаука», она открыла для художника новые способы познания, изучения психологии людей и мира в целом. В «Сигналах» художник исследует различия между цветом и светом, линией и фигурой, статикой и динамикой. Через художественные опыты Юрий Злотников стремится понять и объяснить структуру и новое устройство мира.
«Сигналы» знаменуют начало новой эры, которую Злотников почувствовал и передал не только первым, но, возможно, отчетливее прочих. Это время новых оснований и гуманизма после катастроф и крушения иллюзий: в его работах звучат сигналы, которыми было пропитано то время надежд и предвосхищения будущего.
«Протосигналы» создавались параллельно с серией «Сигнальная система», но в более короткий временной промежуток — с 1957 по 1958 год. Работ данной серии на выставке меньше, и они не так детально изучены. «Протосигналы» в большей степени связаны с научным моделированием: они лишены цвета и имеют сходство с чертежами и схемами в научной литературе. В своем теоретическом труде Юрий Злотников также описывает создание работ из этой серии.
Пространство экспозиции представляет собой белый куб, в центре которого возвышается «остров» — «кабинет» художника-теоретика, где на столах, подиумах и в витринах расположены рукописи автора: тетради, машинописные листы, миниатюрные рисунки, схемы, фотографии. Важную часть выставки составляет архив рукописей Злотникова и сопровождающих их рисунков.
Выставка будет работать до 14 июля.