Новости культуры российских регионов
2 декабря 2023
Москва

Два художника вглядываются в небо

SISTEMA GALLERY представляет выставку дуэта Дмитрия Шорина и Андрея Двина «НЕБО»
Procul Luna из проекта "НЕБО"

Этот необычный проект художники, которые дружат со студенческих лет, задумали прошлой весной. Всё это время они работали бок о бок, одновременно создавая зеркальные диптихи.

В экспозицию «НЕБО» вошло 9 диптихов, ставших диалогом двух близких друзей. Это масштабные облачные пространства, симметрично отражающиеся друг в друге. Одинаковые по форме, но различные по стилистике и фактуре, симметричные диптихи создают эффект миража, фрактального меняющегося пространства.

Отражение получилось условным, поскольку каждый работает в своей манере, и один и тот же сюжет видит по-своему. Диптихи не конфликтуют друг с другом, а дополняют, воплощая переменчивую красоту неба и образуя живописный ряд, в котором выстраивается полный суточный цикл: рассвет, день, закат и ночь переливаются оттенками жемчужных, голубых, синих, розовых, желтых тонов.

Вместе с изменчивым состоянием неба художники передают и его величественную пустоту, которую стремится заполнить воображение. Человек обживает небо, наделяя его своими чувствами, угадывая знакомые образы в очертаниях облаков и возводя в холодной высоте помпезные воздушные замки.

«Мы давно хотели сделать что-то совместное, в нашем творчестве тема небес уже присутствовала, ее мы и взяли за основу, – рассказывает Андрей Двин. – Несмотря на то, что мы работаем в разных техниках, я использовал акрил, а Дмитрий масло, тем не менее, мы сохранили единую композицию и палитру».  

Впервые тщательно прописанные небеса, фиксирующие определенное состояние природы и одновременно выражающие настроение и эмоции сюжета, появляются у голландских живописцев XVII века, например, у Якоба ван Рейсдала и Яна Порселлиса. В XVIII столетии эту линию продолжили английские пейзажисты Уильям Тернер и Джон Констебл, а в середине XIX века – французские живописцы «барбизонцы» Камиль Коро, Жюль Дюпре, Шарль-Франсуа Добиньи.

В России эту художественную традицию развивали в своем творчестве передвижники. Работая в рамках реалистического пейзажа, они по-разному видели свою задачу – в ясных небесах Ивана Шишкина ощущается торжественность, облачное небо у Алексея Саврасова и Исаака Левитана формирует настроение в пейзаже, ночное освещение в работах Архипа Куинджи создает особый эстетический образ природы, а грозовые тучи у Ивана Айвазовского подчёркивают драматургию сюжета.

На протяжении всей истории искусства фиксация определенного состояния неба остается одним из сильнейших художественных приемов, это прослеживается и в западноевропейской, и в русской живописи. Дмитрий Шорин и Андрей Двин, наследуя принципы давней традиции, одновременно усиливают этот эффект, создавая монументальный образ и работая с небом как с чистой формой, отделенной от видового пейзажа.

Дмитрий Шорин родом из Новосибирска, живёт и работает в Москве и Будапеште. В 2008 году Дмитрий Шорин стал самым молодым художником, удостоенным персональной выставки в Мраморном дворце Государственного Русского музея. В 2013 году его проект был представлен на 55-й Венецианской биеннале современного искусства.

Андрей Двин родился в Омске, живёт и работает в Санкт-Петербурге и Будапеште. В 2022 году получил первую премию на Международной биеннале графики в Остерне в Северной Македонии. Работы обоих художников есть во многих российских и зарубежных музеях и галереях.

Выставка будет работать до 4 февраля.