Один из крупнейших киносмотров России, проводимый с 2005 года, и в этом году сохранил верность своему девизу «Через диалог культур – к культуре диалога», представив широкую палитру фестивального, зрительского, экспериментального кинематографа. И если на участие в конкурсе на самый первый фестиваль когда-то было прислано 40 заявок из 12 стран, то в прошлом году уже более 550 заявок поступило из 55 стран, а на КМФМК-2017 – 782 заявки из 61 страны. Цифры растут, география участников расширяется. В конкурсную программу этого года в итоге отобрали 60 фильмов из 27 стран мира. По традиции на фестивале в Казани были представлены игровые и документальные картины в полном метре, а также короткометражные игровые и документальные фильмы. Плюс получившая старт в прошлом году номинация «Россия молодая» и новая программа «Секция национального кино», основу которой составили фильмы, созданные в Татарстане, в копродукции с участием Татарстана или повествующие о республике.
Фестивальная неделя была насыщена показами, презентациями, творческими встречами и мероприятиями образовательного IV форума «Время кино». На последнем в рамках фестиваля ежедневно проходили мастер-классы и показы. Спикеры рассказывали про дистрибьюцию и поддержку авторского кино, про сценарное мастерство, про краудфандинг и защиту проектов на международных питчингах, про работу кинокомиссий по возврату денежных средств. Но это специальная большая тема, к которой мы вернемся в отдельном материале.
Беспрецедентный состав жюри (тоже новация феста этого года) возглавлял режиссер и сценарист Николай Досталь. Работавшее «посекционно» жюри представляли 20 специалистов из 11 стран мира. Коллегами Николая Досталя по основному жюри стали киновед и публицист Абдурразак Аззахер (Марокко), директор Женевского кинофестиваля FIFOG Тахар Хоучи (Швейцария), директор Международного кинофестиваля в Дакке Ахмед Музтаба Замал (Бангладеш) и режиссер и сценарист из Казани Салават Юзеев (Россия).
Лучшим полнометражным игровым фильмом конкурсной программы жюри признало сельскую драму «Холод Каландара» (Турция – Венгрия, режиссер Мустафа Кара). Рассказ об интенсивной борьбе турецкой семьи против бедственной ситуации уже оценен на многих кинофестивалях мира, выдвигался от Турции на премию «Оскар», но не прошел в шорт-лист. Эта медитативной камерой снятая простая история разворачивается в горах на севере Турции (кстати, все четыре времени года проходят на экране), где главный герой Мехмет, обремененный долгами семьи, болезнью младшего сына, постоянно находится в состоянии преодоления. К миру природы, окружающей его, камера почтительна (зимние горы напоминают кадры из фильмов другого большого турецкого режиссера, Нури Бильге Джейлана). Здесь режиссер захватывает зрителя, предъявляя тому почти документальное свидетельство выживания одной семьи в жестоких естественных условиях (электричества в быту Мехмета не бывает). Красота и в равной степени опасность исходит от скал, воды, снега и металла (Мехмет ищет минералы в горах, чтобы продать, и рассчитаться с долгами).
Герой из социальной драмы «Токарь Джоши» (Индия, режиссер Мангеш Джоши) остался без токарного станка – своего единственного ремесла. В современном мире технологий безработный индус пытается сохранить себя и защитить свое «эго». Эта картина, над которой определенно витает тень Кена Лоуча (вспомним плотника из «Я, Дэниел Блэйк»), была отмечена в номинации «лучшая режиссерская работа».
Приза за лучшую мужскую роль удостоен казахстанский актер Дулыга Акмолда за роль в фильме «Оралман». Оралман – так зовут в Казахстане возвращенцев, тех, кто не может жить без исторической родины.
А вот приз за лучшую женскую роль получил ансамбль прекрасных трех актрис из Египта. Ильхам Шахин, Нахед Эль Себа и Нелли Карим сыграли в феминистской социальной драме «Женский день», где их героиням консерваторы-мужчины выделили один день в неделю для посещения общественного бассейна. Женщины с дискриминацией не согласились. Фильм основан на реальных событиях, получивших освещение в египетской прессе. Кстати, гостья фестиваля Ильхам Шахин (сериальная актриса, широко известная в Египте) способствовала подписанию соглашения о сотрудничестве между Казанским кинофестивалем и Асуанским международным фестивалем женского кино, который совсем юн.
Дебютная работа Анара Аббасова «Амун» удостоилась приза за лучший сценарий. Психологическая драма с элементами мистики о перерождении, испытании и вере уже получила на фестивале дебютов «Движение» в Омске приз за лучшую операторскую работу. Производство ТПО «Рок» (студия Алексея Учителя), и учился Анар Аббасов во ВГИКе в мастерской Учителя и Гелейна. В этой картине с библейским месседжем о грехе гордыни и прощении интересно смотреть за блужданиями Петра (Алексей Филимонов, игравший в «Жить» Сигарева и в «Кислороде» Вырыпаева) по иудейской пустыне, но мешает избыточная нравоучительная дидактика, без которой режиссеру, видимо, пока не обойтись.
Докудрама «Земля просветленных» (Бельгия) стала победителем в номинации «лучший документальный фильм». Независимый режиссер Питер-Ян Де Пью потратил на свой дебютный проект восемь лет, путешествуя по Афганистану, где фотографировал страну и ее людей для таких организаций, как Международный Красный Крест, ООН и международные организации по разминированию. Главные герои картины – афганские мальчишки, которые выкапывают старые советские мины, чтобы продать взрывчатку на лазуритовые рудники. Несмотря на обстоятельства времени и места, фильм наполнен энергией жизни и поэзией детства. Питер отлично выступил здесь и как оператор (разумеется, сценарий тоже его). Он вообще любопытный парень из фламандского Гента, этот молодой режиссер, которого помимо детей Афганистана очень интересует, например, восток Украины. На эту тему Питер уже снял 9-минутный фильм о последних жителях селения Пески Донецкой области. А в планах – полнометражный художественный фильм о двух братьях, едущих в Восточную Украину. «Земля просветленных», кстати, уже отмечена спецпризом жюри на Санденсе, призом зрительских симпатий и премией за профессионализм нашего фестиваля «Зеркало» им.Андрея Тарковского и рядом других международных наград. Так что стоит запомнить это имя.
Призов на Казанском фестивале было много, даже с перебором, пожалуй. Не стоит, наверное, обесценивать избранность отдельных работ, в желании отметить всех. Не это является целью уважаемого жюри.
А что по-настоящему отрадно, так это то, что зрители по-прежнему штурмуют кинозалы, в «Родине» постоянно наблюдался аншлаг, и можно было оказаться даже в несколько странной ситуации, когда, поспешив к назначенному времени, приходишь и узнаешь, что фильм начался на 10 минут раньше. Как так? Устроители просто объяснили, что, мол, предыдущий блок закончился раньше, и чтобы зрители не волновались, не уходили из зала, «Кино Алжира» им начали демонстрировать не в 13:50, а в 13:40. Учитывая, что первым в блоке шел 20-минутный фильм, понимаешь, что пропустила ровно половину. И так бывает на фестивале.
А еще для ностальгирующих по старому советскому кино можно было вспомнить дебютный фильм Андрея Кончаловского «Первый учитель» 1965 года, по повести Чингиза Айтматова, который демонстрировали в рамках ретроспективы режиссера. И тут же, в кинотеатре «Мир», посмотреть другую экранизацию той же повести, снятую уже кинематографистами Шри-Ланки спустя полвека после фильма Кончаловского. Этот фильм был показан в специальной программе «Индостан на стыке культур». И в этой же программе была представлена самая, пожалуй, заметная картина фестиваля, тоже снятая режиссером из Шри-Ланки (в копродукции с Францией, Нидерландами и Катаром), - «Горящие птицы». По этому фильму было много споров на предварительном этапе отбора, и согласно регламенту фестиваля, его не включили в конкурсную программу. Но не показать не могли в силу высокой художественной значимости и уровня мастерства. На фестивале в Токио-2016 картина получила Специальный приз жюри с формулировкой, где говорилось о том, что этот фильм – «громкий крик боли от жестокой гражданской войны конца 1980-х.» И также о том, что он остро актуален в наше время.
Программный директор фестиваля Альбина Нафигова так прокомментировала решение дирекции феста: « Из года в год на наших пресс-конференциях звучит вопрос, чем фестиваль мусульманского кино в Казани отличается от иных кинофорумов. Наверное, тем и отличается: о войне можно прокричать, а можно сказать шепотом, но так, что пронзит до глубины сердца. Мы стараемся отобрать фильмы, которые используют сильные, но при этом филигранные инструменты раскрытия темы. Бывает, что ведем диалог с режиссером и выясняем, есть ли версия для мусульманских фестивалей. Иногда такая версия есть. Если же нет, мы не включаем картину в конкурсную программу. Так получилось и с фильмом «Горящие птицы».
Режиссер Санджива Пушпакумара в своей трагической истории вспоминает межэтнический конфликт между тамилами и сингалами, действие происходит в 1989-м. Главная героиня проходит несколько кругов ада, перемежающегося убийством мужа, тяжким трудом на каменоломне, скотобойне и в публичном доме, голодными обмороками детей, насилием и снова насилием. И никакой помощи, и ни соседского участия, ничего. При этом здесь нет смакования сцен агрессии и насилия. Хотя трудно не признать, что горькая шри-ланкийская драма из совсем недавнего прошлого почти беспросветна. Ничего лишнего, минимум диалогов, насыщенность кадра, дисбаланс между удивительной природой и теми зверствами, что творят населяющие ее люди. Режиссерский почерк Пушпакумары уже сравнивали с творческим методом Балабанова, фильм «Горящие птицы» продолжает собирать фестивальную коллекцию призов со всего мира. Отвечая на вопрос о том, не теряет ли качество собственно фестивальной программы, если заведомо сильную по художественным качествам картину убирать во внеконкурсную программу, куратор программы «Индостан на стыке культур» киновед Сергей Анашкин ответил нам так: «Это особенность данного конкретного фестиваля, связанная с его религиозной составляющей. Мне эта картина (когда я увидел ее на фестивале в Индии) показалась очень жесткой, проникновенной и не фальшивой. Я сразу понимал, что она в конкурс не пойдет, но я рад, что люди из дирекции фестиваля не отвергли в целом, и вообще включили ее в программу. Потому что знаю, что после пресс-показа здесь в Казани им пришлось выдерживать отдельные нападки журналистов местных, мол, почему вы нам такое показываете, мы хотим доброе, милое смотреть. На самом деле это то кино, которое дает возможность по-настоящему кому-то сочувствовать, задуматься о том, правильно ли мы поступаем и, главное, понять, что эта ситуация вполне универсальна, что-то подобное может произойти в Афганистане, в Африке, в Чечне, где угодно. И главное, здесь показано, что страдают люди, к этой войне непричастные, обычные крестьяне, обычная женщина, и самое противное, что никто не помогает, не на кого опереться».
Казанский кинофестиваль, как известно, славится тем, что в основе своей толерантен, как дружелюбны, толерантны и открыты местные люди. На фестивале встречаются люди разных конфессий, это всегда удивляет новичков. Как, например, сказал на торжественной церемонии закрытия фестиваля (проходящей по традиции в великолепном здании Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля) Виктор Мережко: «Я впервые здесь, в Казани…я настолько ошеломлен городом, народом, гостеприимством…это мудрость Татарстана».
На территории Казанского Кремля, где соседствуют знаменитая мечеть и православный храм, в Пушечном дворе органично демонстрировали open-air фильм открытия, египетский неортодоксальный «Наш проповедник». Где верно говорилось о взаимосвязи политики и религии, много чего было сказано (и показано) и о религиозном экстремизме. Тревожные темы, больные вопросы современного социума. Но вот за экраном проглядывали минареты величественной Кул-Шариф, ровесницы фестиваля, мечети, построенной к 1000-летию Казани, и как-то «отпускало», невзирая на проблематику.
На закрытии фестиваля среди прочих концертных номеров можно было увидеть и услышать заслуженную артистку Республики Татарстан Дину Гарипову, исполнившую хит Уитни Хьюстон «I Will Always Love You» на татарском языке. Ну где еще можно подобное услышать?
Председатель жюри Николай Досталь обратил внимание гостей церемонии на фильм, продемонстрированный в рамках пресс-показа, – «Нагорную проповедь» (фильм участвовал во внеконкурсной программе ММКФ-2017). «Вот он, самый красноречивый пример диалога культур: на фестиваль мусульманского кино привезли картину о христианах, созданную буддийскими монахинями», — справедливо заметил Николай Досталь.
Оксана ГАВРЮШЕНКО
Казань - Москва
ПОБЕДИТЕЛИ XIII КАЗАНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО
Лучший фильм
«Холод Каландара» (Турция — Венгрия)
(режиссер — Мустафа Кара)
Лучший режиссер полнометражного игрового фильма
Мангеш Джоши
(фильм «Токарь Джоши», Индия)
Лучший сценарий полнометражного игрового фильма
«Амун» (Россия)
(авторы сценария — Анар Аббасов, Иван Заваруев)
Лучший оператор полнометражного игрового фильма
Айрат Ямилов
(«Софичка», Россия)
Лучшая актриса полнометражного игрового фильма
Ильхам Шахин, Нахед эль Себа, Нелли Карим
(«Женский день», Египет)
Лучший актер полнометражного игрового фильма
Дулига Акмолда
(«Оралман», Казахстан)
Лучший короткометражный игровой фильм
«Голос» (Азербайджан — Иран)
(режиссер — Дариуш Наджафи Голь)
Лучший документальный фильм
«Земля просветленных» (Бельгия)
(режиссер — Питер Ян Де Пью)
Лучший короткометражный документальный фильм
«Это любовь» (Азербайджан)
(режиссер — Теймур Даими)
Лучший фильм в номинации «Россия молодая»
«Дикарь» (Россия)
(режиссер — Фарзана Утарбаева)
Специальный приз группы стратегического видения «Россия — исламский мир»
Джават Ралиб
(режиссер фильма «Ласточки любви», Бельгия — Марокко)
Специальный приз президента Республики Татарстан «За гуманизм в киноискусстве»
Ильшат Рахимбай
(режиссер фильма «Представь», Россия, Татарстан)
Специальный приз мэра Казани
Рустам Рашитов
(«Неотосланные письма», Россия, Татарстан)
Специальное упоминание жюри
«Обручальное кольцо» (Нигер)
(режиссер — Рахмату Кейта)
Лучший национальный фильм
«Стрела Наследия» (Россия, Татарстан)
(режиссер — Сергей Киатров)
Лучший национальный документальный фильм
«Нажиба» (Россия, Татарстан)
(режиссер — Алмаз Нургалиев)
Лучший короткометражный национальный фильм
«Блудный сын» (Россия, Татарстан)
(режиссер — Оксана Синчугова)
Лучший национальный фильм для детей
«Диагноз» (Россия, Татарстан)
(режиссер — Валерия Гиренко)
Приз гильдии киноведов и кинокритиков России
Юлия Захарова
(«Халима», Россия, Татарстан)
Диплом гильдии киноведов и кинокритиков России
Ксения Охапкина
(«Приходи свободным», Россия)
Специальное упоминание гильдии киноведов и кинокритиков России
Болсунбек Таалайбекуулу
(«Добыча», Киргизия)
Приз жюри прессы «За актуальность и достоверность»
Наталия Гугуева
(«Форсаж. Возвращение», Россия)
Диплом жюри прессы
Реза Голами Мотлаг
(«Бакши», Иран)