Знаменитым на весь мир его сделали уникальный голос, обаяние и творческая смелость. Он исполнял главные оперные партии в различных театрах, участвовал в постановках оперетт «Сисси», «Роз-Мари», «Орфей в аду», «Веселая вдова». В середине 90-х годов Сафина решает попробовать себя в новом жанре, который сам назвал «оперным роком». Звезда оперной сцены и любимец публики, желая привлечь больше внимания к академической музыке, в своих концертах объединяет два жанра, классический и популярный: в сочетании с академическим вокалом использует элементы поп-музыки, соул, мюзиклов.
В эксклюзивном интервью АКИ Алессандро рассказал, в частности, о своем дебюте на театральной сцене и знаменитом празднике Палио, который проводится в Италии исключительно в его родной Сиене.
- Синьор Алессандро, уже много лет ваши гастрольные маршруты пролегают через самые разные страны планеты, но Россия появилась в расписании всего лишь три года назад. Почему так поздно?
- Возможно, слишком долго присматривались к моему творчеству организаторы гастролей, прежде чем пригласить в Россию! А между тем именно ваша страна ассоциируется у меня, в первую очередь, с музыкой - произведениями Рахманинова, Чайковского, которые звучат по-русски. Я даже Ленского в «Евгении Онегине» пел на русском. Признаюсь, это было нелегко: прежде чем начать работу над вокалом, нужно было сначала все перевести, затем подписать произношение и выучить большую роль на чужом языке, то есть проделать тройную работу. Подготовка заняла очень много времени, но я получил огромное удовлетворение от работы над Ленским.
- Согласитесь, конкуренция на эстраде жестокая, особенно в Италии, где у каждого второго слух, у каждого третьего – голос, а каждый четвертый плюс к вышеперечисленному еще и горит желанием петь на публике. Между тем вам удалось найти свой стиль - «оперный рок».
- Да, конкуренция очень высока. Но меня своя ниша на сцене, и я чувствую себя в ней свободно. Я пою то, что мне нравится, а экспериментировать – всегда здорово! Тут я слушаю внутренний голос и руководствуюсь поговоркой «Кто не рискует, тот не выигрывает».
– Вы увлеклись музыкой в девять лет, вашему сыну Пьетро сейчас чуть больше. Он не собирается последовать вашему примеру?
- Может быть, со временем, но пока у него еще очень детские мысли о будущем.
– А ваши родители поощряли увлечение музыкой?
- Не только поощряли, но и заставляли; правда, не так, как юного Бетховена, к фортепиано меня никто не привязывал.
- В какой партии состоялся ваш дебют на оперной сцене?
- Я дебютировал в роли моцартовского дон Жуана. В этом образе присутствуют одновременно трагическое и комедийное начало. И роль, и собственно вокальная партия - истинный подарок для лирического тенора, тем более интересный и выигрышный для начинающего солиста: нужно суметь передать все грани сложного образа. Дон Жуан жизнелюбив, галантен, отважен, находчив и одновременно хитер, может притворяться: с одними быть грубым и холодным, с другими – ласковым и нежным.
– Десять лет назад журнал People включил вас в список самых красивых людей планеты. В рейтинге мировых теноров - если бы таковой проводился - на какое место вы могли бы претендовать?
- Рейтинг красоты? О чем, о чем, а уж об этом я никогда не задумывался. Я не какой-нибудь дон Жуан!
– Ваша малая родина Сиена славится знаменитым вином кьянти и необычной традицией – праздником Палио, лошадиными бегами команд всех районов города. Неужели Палио проводится уже шесть столетий кряду?
- Да, у этого праздника богатая и насыщенная история. Каждый год к нему готовятся с удовольствием, с выдумкой, не спеша: женщины шьют костюмы, а мужчины придумывают ехидные кричалки, адресованные командам соперников. В моем далеком детстве мы с друзьями тоже готовились к Палио. В мою задачу входило заплетать лошадям хвосты и раскрашивать их красками: делал я это с большим творческим удовольствием!
– Недавно в Нижнем Новгороде побывал с сольным концертом Риккардо Фольи. Оказывается, вы земляки: оба родились в Тоскане, только в разных городах: вы в Сиене, а Риккардо – в Понтедера...
- …а еще мы с Риккардо хорошие друзья, и часто встречаемся в свободное от гастролей время.
- Месяц назад вам исполнилось пятьдесят лет. Нынешний гастрольный тур, который пройдет почти по тридцати городам России, связан с вашим юбилеем?
- Да, он посвящен моему юбилею… Хотя не хочется ни думать об этой цифре, ни, конечно же, стареть!
- Понятно, что вы любите классическую музыку. Есть ли у вас еще какие-либо музыкальные пристрастия?
- Мне нравятся группы U2, Depeche Mode, Genesis. Среди оперных кумиров – Энрике Карузо и Федор Шаляпин.
– Вы упомянули Шаляпина; а известно ли вам, что в Нижнем Новгороде будете петь на сцене, к появлению которой знаменитый бас непосредственно причастен, и он не раз там выступал?
- Да что вы?! Эта новость заставляет меня чувствовать особую ответственность перед нижегородским концертом… и я ощущаю особенное любопытство: интересно посмотреть на исторические стены!
– Алессандро, чем собираетесь покорить нижегородских слушателей?
- Буду выступать с новой программой в сопровождении оркестра вашего оперного театра. Знаю, что они приступили к репетициям в сентябре. Моя программа состоит, в основном, из традиционных итальянских песен, как то «O, sole mio» и «Santa Lucia». Я точно знаю, что в России их любят.