Малиновский с упорством исследователя по крупицам собирает сведения о своем земляке. Он, по сути, открыл нам этого мастера – нашел его единственную фотографию в полный рост с братом Анатолием, иконы, рисунки. И написал о Журавлеве документальную книгу «Радостная встреча», которая в первом варианте под названием «Утевские находки» была напечатана в газете «Волжская коммуна» в 1992 году. Книга «Радостная встреча» выдержала несколько изданий. По материалам повести сняты документальные фильмы. Сюжеты книги, которая постоянно дополняется, подбрасывает сама жизнь. В повести рассказывается, как Александр Малиновский и его товарищи ищут до сих пор малоизвестные работы утевского иконописца. Недавно писатель вернулся из Санкт-Петербурга, воодушевленный находками, связанными с жизнью Григория Журавлева. Они станут материалом для нового, дополненного варианта книги «Радостная встреча», рукопись которой сейчас у писателя на столе.
«Писал зубами крестьянин Григорий Журавлев»
- Как возник ваш интерес к жизни Григория Журавлева?
- Началось с рассказов о нем моего деда Ивана Дмитриевича Рябцева. Дед застал его живым. Мне тогда было 12 лет, и эти рассказы поразили меня. Я понимал, каким мужественным был этот человек, который не зарыл свой талант в землю, несмотря на жизненные обстоятельства, а работал, держа кисть в зубах. И не лубочные картинки писал, а иконы. Когда позднее, будучи студентом, я начал собирать сведения о нем, окружающие на меня смотрели как на ненормального. Это же было время воинствующего атеизма. Позже я отыскал второго человека,который видел Григория Журавлева. Его рассказ я записал на пленку. В 60-е годы мне удалось обнаружить и переснять на «Смену-12» единственную фотографию Журавлева, на которой художник с братом, и его икону «Млекопитательница». Эти фотографии «гуляют» сейчас по многим изданиям. В прошлом году в 19-м томе «Православной энциклопедии» они были помещены вместе с моей статьей о Григории Журавлеве. Когда я занялся поиском работ Журавлева, к иконам было небрежное отношение. Даже если они были в музеях, то находились в запасниках, и никто ими не занимался.
- Он подписывал свои иконы?
- Да, обычно под самим изображением белилами. Подписывал так: «Писал зубами крестьянин Григорий Журавлев…»
- Пишут, что по его проекту был построен храм Святой Троицы, что он полностью расписал храм изнутри...
- Легенд гуляет много. Это результат любви и преклонения перед талантом иконописца… В данном случае вернее говорить о его участии в проектировании храма и росписи стен. У него были ученики, их имена известны. Они даны в книге. Я разыскиваю их родственников…
Подарок цесаревичу
- Поговорим о вашей недавней поездке в Санкт-Петербург, связанной с поиском неизвестных работ Журавлева…
- В этом поиске мне помогает Алла Алексеевна Ижедерова, которая работает в Нефтегорском департаменте культуры. В ответ на письмо, направленное в «Эрмитаж» от имени Нефтегорской администрации по поводу одной из икон, было написано, что в запасниках музея такой иконы нет, но хранится икона Святого Николая Чудотворца работы Григория Журавлева. Никто в музее истории иконы не знал. На обратной стороне ее надпись, которой ранее никто не придавал значения – «Госнаследие цесаревича». Прежде, работая в РГАЛИ с архивами самарского губернатора Александра Дмитриевича Свербеева, я обнаружил письма к нему Григория Журавлева. В одном из них он пишет, что посылает вместе с отцом икону, выполненную по заказу губернатора. В том же архиве я обнаружил письмо Журавлева цесаревичу Николаю от 1884 года с просьбой принять специально написанную для него икону. Речь шла как раз об иконе Святого Николая Чудотворца, хранящейся ныне в «Эрмитаже». Кстати, и газета «Самарские ведомости» от 1 января 1885 года пишет о том, что Григорий Журавлев обратился к самарскому губернатору с просьбой передать икону цесаревичу. Что и было сделано, это газета подтверждает.
Сейчас я пишу об этом в своей новой книге. А хранитель музея «Эрмитаж» Дмитрий Гусев ведет научную работу, стараясь проследить, каким путем эта икона попала в музей.
- Теперь, насколько я понимаю, любители искусства могут увидеть икону на выставке…
- Да, в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг», который находится в Выборге, проходит выставка «Последний российский император». Она продлится до 31 марта. Куратором выставки стал Дмитрий Гусев. Одним из экспонатов является икона Журавлева «Святой Николай Чудотворец». Эта работа опубликована и в выставочном каталоге. Многие посетители выставки проявили интерес к иконе Журавлева, расспрашивали меня о ней и о ее авторе. Пришлось прямо в зале давать пояснения.
- Расскажите о вашей встрече с сотрудниками «Эрмитажа».
- Я сделал для сотрудников лаборатории реставрации сообщение о жизни и творчестве Журавлева, минут на сорок. Обсуждалась манера письма, художественные достоинства. Невольно было обращено внимание на тревожный лик Чудотворца… Это действительно так. Здесь Журавлев отступил от традиции. Я просмотрел много старинных икон с изображением Николая Чудотворца. Они отличаются от изображения Журавлева.
- А почему художник отступил от традиции, как считаете?
- Я об этом как раз размышляю в своей книге. Цесаревичу было тогда 16 лет, он знал, что в будущем ему суждено быть царем. В России тревожная обстановка. Убит Александр II... В дневниках Николая Романова есть запись о том, что он страшится того момента, когда станет царем. Когда этот момент настал, он плакал. Цесаревич морально не был готов к этому. Я и пишу: «Возможно ли такое, что в далеком заволжском селе простой крестьянин понимал всю трагичность положения России, с которой столкнется будущий царь?» У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Но думаю, что в народе ощущалась грядущая трагедия… Отчего цесаревичу была послана именно эта икона? Святитель Николай Чудотворец жил около 17 веков назад, когда Римская империя жестоко давила христианство. Николая Чудотворца отличали стойкость и жертвенность. Этого же ожидал народ и от будущего российского царя.
«Утевская мадонна»
- Насколько я знаю, вы ведете поиск икон Журавлева и по другим направлениям?
- Икону, подаренную цесаревичу, я искал пять лет. За это время напал на след еще нескольких икон. Одна из них – «Избранные святые» - находится в музее истории религии в Санкт-Петербурге. Мне обещали прислать ее фотокопию. Другая икона – «Спас нерукотворный» - находится в женском монастыре в Костромской области. Мне еще предстоит встреча с ней – я поеду туда в январе. А кроме того, настоятелю храма в Утевке отцу Анатолию, с которым мы давно совместно работаем, богомольные старушки принесли два карандашных рисунка, выполненных, как они уверяют, Журавлевым. Они не подписаны, и авторство должны подтвердить специалисты.
- А как вы вышли на след икон?
- Поиск каждой иконы - своего рода расследование, основанное и на встречах с различными людьми. Помогает и книга о Журавлеве, которую я пишу с главной целью - привлечь как можно больше помощников к поиску его творческого наследия. Она «вывешена» на сайте издательства «Российский писатель» Союза писателей России. Переиздавалась книга раз восемь или девять. Сейчас готовлю обновленную версию.
- Получается, что это книга, которая не имеет конца?
- Нет. Она завершится, когда я найду как минимум еще две иконы. Одна из них – «Утевская мадонна».
- Значит, вы все-таки не теряете надежду найти ее…
- Не теряю. Это долгая история. Ранее икона хранилась в доме одной из жительниц Утевки Подусовой. В 1964 году мы с приятелем сфотографировали ее на черно-белую пленку. Это единственная ее фотокопия. С тех пор чуть ли не по всему миру эту работу знают именно такой – в черно-белом варианте. В цветном изображении почти никто икону не видел. В конце 80-х годов я приехал в Утевку, чтобы запечатлеть икону на кинопленку, со мной была тележурналист Елена Умнова. Из дома вышли два незнакомца: «Хозяйка больна, а мы вам ничего не покажем». Часа полтора уговаривал – бесполезно. Не драться же с ними. Через три-четыре недели я опять поехал к Подусовой. А ее уже нет в живых. Икона исчезла.
У этой истории есть продолжение. Лет шесть назад на площади Куйбышева была выставка фотографий Виктора Пылявского – храмы, снятые сверху. Около охранника лежит журнал отзывов. Я полистал и увидел восторженный отзыв журналиста, уже пенсионера. Пишет: «У моей дочери Лены есть одна из работ Журавлева – икона с Мадонной в крестьянском головном уборе. Живем мы с ней в Самаре недалеко от места выставки». Ни телефона, ни адреса… Пытаюсь найти этого человека – пока ничего не получилось. Может, как-то через Союз журналистов удастся… Я понимаю, икона - чья-то собственность, никто и не претендует на нее. Но это же и всенародное достояние. Люди должны увидеть хотя бы ее цветную фотокопию.
- А откуда это название – «Утевская мадонна»? Ее же не Журавлев так назвал…
- Такое название закрепилось в народе. В Дрезденской галерее я видел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Я испытал тогда неописуемое чувство. Близкое к этому ощущение возникает от «Утевской мадонны» Григория Журавлева. Хотя там необычный для мадонны образ: на голове у женщины – крестьянский платок.
- У вас самого есть работы Журавлева?
- Нет. Что нахожу - сразу же передаю в Утевский музей. Сначала мы всем миром в 80-х годах создали музей в Нефтегорске, потом уголок Журавлева в нем. Затем музей перенесли в Утевку. Он теперь в Доме культуры. Я думаю, в преддверии юбилея этого уникального мастера хорошо бы как-то расширить музей, сделать его музеем Утевки. Кстати, в Утевку после выхода книги «Радостная встреча» были проложены туристические маршруты. Очень многие люди интересуются жизнью Григория Журавлева. Утевка гордится, что здесь жил такой человек. Журавлев стал символом стойкости, несгибаемого таланта. Этот образ многое дает для нравственного воспитания.
- Я знаю, что в свое время вашими стараниями возле Утевского храма появился памятник на могиле Григория Журавлева…
- В 90-е годы мы вместе с настоятелем храма отцом Анатолием занялись поиском могилы Журавлева. Он был похоронен возле ограды церкви. Помогла нам внучка старосты храма. Она указала место. Мы с отцом Анатолием нарисовали эскиз. А потом я заказал два памятника из нержавейки. Один Журавлеву, другой – новокуйбышевскому поэту Владимиру Шостко, с которым мы были знакомы. И что вы думаете – памятник на могиле Шостко срезали подчистую, чтобы сдать его на металлолом. Тогда я настоял на том, чтобы внутрь труб, которые образовывали крест на могиле Журавлева, вставили арматуру. Памятник этот стоит до сих пор. Люди приходят сюда, чтобы поклониться этому необыкновенному человеку…