Новости культуры российских регионов
14 ноября 2012
Сибирь

На метле с Лолитой. Путешествие по эпохам

В художественном музее завершается выставка Екатерины Рождественской.

 Мона Лиза с лицом Михаила Шаца!А напротив Максим Покровский в терновом венке мученика. Эти портреты встречают посетителей у входа на выставку с намеренно простеньким названием «Моня новая коллекция». Личное притяжательное местоимение «моя» указывает не только на автора и собственника всех выставленных работ – фотографа, журналиста и критика Екатерину Рождественскую, но и на ее отношение к героям портретов, ее прихотливое желание женщины и художника поиграть с образами, брендами и именами различных эпох и стилей.

В экспозиции представлены сразу четыре арт-проекта Рождественской. Обновленная «Частная коллекция» (эти работы только недавно отправились в путешествие по стране), а также «История нижнего белья», «Винтаж» и «Pin-up». Двигаясь от мировой живописной классики к рекламным постерам и проспектам 50-70-х, зритель оказывается на всемирном карнавале, где известные лица - лишь маски времени, то ли ушедшего с его идеалом леонардовой красоты, то ли нашего, где желание посмеяться над прошлым становится главным в эстетике. Дочь поэта Роберта Рождественского рифмует в своих портретах сегодняшние медиалица с эстетикой различных веков, от XVII до второй половины ХХ, и получаются не парадные портреты, а получается модный, в чем-то даже гламурный приговор. Известные лица выглядят карикатурами.

Лолита в эротическом одеянии ведьмы на метле – точное попадание в образ, сформированный массмеида. Валерия и Жанна Фриски в стиле pin-up – тоже органично вписались в стиль pin-up, который сейчас переживает новую волну интереса к себе. Зарождение этого стиля – середина ХХ века, когда мужчины, оторванные от женщин,хотели иметь рядом не порнографическое, но довольно откровенное изображение женского тела, игривый образ в неожиданной ситуации. Например, дамочка разглядывает  рентгеновскую карточку в медкабинете.  В 50-х эти картинки путешествовали в танках, машинах дальнобойщиках, в подводных лодках зарубежных держав, иногда прорывались и в Советский Союз. Но в коллективной памяти советских людей они остались только на колодах карт. Сейчас, по мнению, искусствоведов, такие картинки оказались в чем-то созвучны нашему китчевому времени. И сам идеал красоты, и идеал эротической подачи неожиданно приемлемым сегодня. Ведь стилизация –  один из приемов постмодернизма.

Сначала был Андрей Чежин, теперь Екатерина Рождественская – не взял ли художественный музей курс на постмодерн? На этот вопрос Вера Зырянова, заведующая выставочно-экспозиционным отделом, ответила полуутвердительным отказом: «Это не мы, а эпоха взяла курс на постмодерн, причем во всех сферах жизни - во всем, от искусства до религии». Но согласилась, что выставка дает богатую пищу для разговоров о постмодернизме – коллажность, клиповость, цитатность и самое главное – карнавальность и костюмированность. «Каждый из людей, ставших участником проекта Рождественской, хотел бы путешествовать по эпохам, не всем удается. А здесь, пожалуйста, - хотя бы в одной эпохе запечатлелись!»

Даже техника исполнения работ – тоже стилизация «под что-то», под холст – так как бумага на клеенчатой основе. И тексты к проекту «Нижнее белье» пишет Дарья Донцова. В этой коллекции привлекают, прежде всего, знакомые предметы интерьера середины ХХ века – гобеленовые ковры с оленями, эмалированные ведра, чайники, хохлома в разнос, и пиво в трехлитровой банке, и неваляшки из советского времени, и дешевые одеяла. Даже можно прочитать тексты на старых газетах, которые использовали в ремонте.

На выставке демонстрируется фильм, где сама Екатерина водит персонажа по студии, показывая всевозможные предметы, вещи, ткани, аксессуары, все чем она оперирует, а человек соглашается или нет. Фотограф образ видит по-своему, а герой – по-разному. Иногда Катерина предлагает. Иногда рождается неожиданное сочетание, как Мона Лиза с мужской волосатой грудью. Иногда женщина оказывается мужчиной, и наоборот. Фантазия у Рождественской широка. То, она делает новогодние открытки дореволюционного периода, то с елочными игрушками играет. Богатство ее приемов, богатство ее проявлений ее стилистики заинтриговывает зрителя. Неслучайно выставка «Моя новая коллекция» стала самой посещаемой за последний месяц.