Новости культуры российских регионов
23 октября 2012
Сибирь

Цветы и закаты Эльвиры Сурниной

17 октября в областном Доме художников открылась персональная выставка Эльвиры Сурниной, приуроченная к юбилею художницы.

В экспозицию вошло около 80 работ: живопись, графика, роспись на ткани. Для кемеровчан это редкая возможность познакомиться с творчеством художницы в достаточном объеме. Хотя Сурнина активно участвует в коллективных вернисажах (Иркутск, Новосибирск, Омск),  участница городских конкурсов «Лучшая работа года», выставлялась в составе группы «Дамский каприз», два года назад устраивала персональную выставку в Белово, преподавала и выставляла свои работы в китайском Харбине.  

Выставка разместилась в двух залах второго этажа. Большая часть экспозиции – это живопись, причем преимущественно последних лет. Излюбленные жанры – натюрморт и городские пейзажи. Портретов немного, среди них естественным образом выделяется автопортрет: темный фон, светлые тона прически и блузки, выражение лица одновременно изумленное и отрешенное. Автопортрет точен: судя по представленным работам, именно таким образом художница воспринимает окружающую действительность – игнорирует драматические коллизии и отыскивает гармонические сочетания.

Поиски эти выливаются, например, в многочисленные цветочные натюрморты («Весенние цветы», «Музыка лета», «Астры», «Пионы», «Натюрморт с флоксами»). Не менее охотно художница пишет виноград и яблоки, калину, вишню и грибы. Искусствоведы Марина Чертогова и Татьяна Рысаева, выступавшие на открытии, аттестовали эту живопись в первую очередь как оптимистическую. Я бы сказал, что в ней имеется и оттенок холодноватого олимпийства. Натюрморт нередко используют для исторических и натурфилософских штудий, он способен передавать любые оттенки настроения – тревожные, мятежные, восторженные или угрюмые. Но художницу интересуют не аффекты, а эффекты, прежде всего чисто декоративные эффекты света и цвета.      

Городские пейзажи более разнообразны. «Век уходящий»: ветхий деревенский дом с наличниками изображен в столь лихой манере, что вызывает не ностальгическое настроение, а мысль о коловращении стихий. Хотя соседнее полотно «Под сенью старого дома» решено в более традиционной манере. «Вечерний Променад» (имеется в виду не прогулка по бульварам, а известное кемеровское торжище) передает эффекты вечернего городского освещения через нервное нагромождение ярких запятых. Зато «Площадь Пушкина» и «Искитимский мост» - типичные пейзажи «с настроением», переданным через разноцветные блики рассветного и закатного освещения: в такой манере любили писать правоверные соцреалисты в 1950-е годы.

Во втором зале, где представлены преимущественно графика и декоративно-прикладное искусство, выделяется батик «Золото Кузбасса» (спиральная композиция с индустриальными мотивами). Нарядно-декоративные «Натюрморт с вишней» и «Натюрморт с зеркалом» (зеркало, как ни странно, пусто, хотя игра отражений увлекла бы девять из десяти художников). А также серия пастелей с видами Екатеринбурга и картинами природы (отметим работу с воробьями, толкущимися среди каббалистических знаков на асфальте).

Выставка в целом представляет художника высокопрофессионального, но странно переменчивого: от чисто дизайнерских ритмических поисков до ностальгического соцреализма полувековой давности. Что ж, соцреализм нынче в моде, а живопись с высокими декоративными свойствами и все-таки оптимистическим, в конечном итоге, настроением будет востребована всегда. А социальные коллизии и напряженные внутренние искания изобразит кто-нибудь другой.   

Справка

Эльвира Владимировна Сурнина училась в Кемеровском художественном училище (1980–84) и Московской текстильной академии им. Косыгина (1989–94, ныне – Московский госуниверситет дизайна и технологии). Преподает на кафедре дизайна Кемеровского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета, доцент. Член Союза художников России и Международной федерации художников при ЮНЕСКО.