Новости культуры российских регионов
16 октября 2012
Сибирь

Фестиваль вышел за порог

«Сибирские кукольные игры» завершились раздачей валенок.

Валенки – самая сибирская обувь. Это вам скажет каждый сибиряк. Поэтому ни один из 15 театров, ставших участниками Шестого фестиваля театров кукол Сибири, не удивился, когда его организаторы –  театр куклы и актера «Скоморох» во главе с директором Ларисой Отмаховой и главным режиссером Сергеем Столяровым - предложили в качестве талисмана Священный Валенок. Напротив, актеры и директора с режиссерами с  радостью целовали его и присягали на верность во время церемоний открытия и закрытия «Сибирских кукольных игр», который проходили с 7 по 13 октября в Томске.

«Театр похож на валенок – он всегда согреет, а из валенка можно устроить целое представление», - прокомментировал главный режиссер Сергей Столяров театра свою  идею. Перед открытием «Сибирских кукольных игр» на  валенок нахлобучили скомороший колпак и привязали веревочкой к шесту, наверху которого сидел Петрушка. Получалось, что это вовсе не Сергей Столяров, подносил каждому участнику фестиваля валенок для символического поцелуя, а Петрушка потешался, скоморошничал.

Замысел организаторов был грандиозный – вывести Шестой фестиваль театров кукол Сибири в городское пространство. Превратить профессиональную забаву театралов в праздник для всех жителей, то есть в некое подобие Олимпийских игр. Поэтому и название подобрали соответствующее - «Сибирские кукольные игры». Исходили из олимпийского же девиза: главное - не победа, а участие, и соображения, что «нет вернее друга, чем кукла, с детства и до старости». Кроме того, организаторы поставили задачу - объединить под флагом «Сибирских кукольных игр» все творческие силы города и области: библиотеки, музеи, дома детского творчества и дома культуры, фольклорные коллективы и национально-культурные центры. Поэтому инициативу поддержали  в областной и городской администрациях, выделив более трех миллионов рублей, и спонсоры откликнулись с удовольствием, и общественные организации тоже не остались в стороне.

Для каждого участника придумали свой формат. Для горожан, то бишь зрителей - Альтернативные кукольные игры с акциями «Прокати куклу», «Кукла лечит» и флешмобами  «Кукла в окошке» и «Кукольный роликовый ход». Для участия требовалось только одно – желание. Взять куклу с собой на работу, учебу или на  церемонию открытия фестиваля, посадить куклу в машину, маршрутку, трамвай и покатать. Или Можно было прикатить самому на роликах в день и час открытия «Сибирских кукольных игр», а на второй день, то есть 8 октября, ровно в полдень выставить куклу в окошко.

«В результате проведения наших флешмобов мы получили около 150-ти фотографий от томичей, на которых запечатлены куклы в окошках — окон, по нашим подсчетам, набралось около 300. Во флешмобах приняли участие четыре детских сада, учащиеся ПТУ, воспитанники детского дома, жители нескольких домов на Лебедева. Также куклами были украшены витрины зрелищного центра «Аэлита» и торгового центра «Мирамикс»,  — рассказала Диана Отмахова, специалист по связям с общественностью. — Это пока не окончательные цифры, фото нам продолжают присылать и окончательные итоги подведем позднее. Затем отправим эти фотографии и отчет в комитет Книги рекордов Гиннеса, куда мы отправили заявку на участие». 

Формат Малых кукольных игр был придуман для учреждений культуры, которые стали партнерам театра «Скоморох». Они помогли фестивалю шагнуть за порог театральных площадок. Во время открытия, которое превратилось в народное скоморошье гуляние на Белом озере, студийцы из театров «Рататуй», ЛХТ Дома творчества детей и молодежи, Детской школы искусств из Лоскутово и Волонтеры из ТУСУРа и детской организации «Чудо» забавляли гуляющих на Белом озере и танцевали на сценической площадке. Даже русскую свадьбу, которую по всем канонам сибирских старожилов проводил арт-проект «Васильев вечер», вовлекли в свое действо кукольники. В обоих областных музеях – краеведческом и художественном «Скоморох» выставил декорации, куклы и афиши своих спектаклей. В библиотеках города шли встречи с участниками «Сибирских кукольных игр». Татарский центр культуры и Российско-немецкий дом принимали у себя театральные труппы. Коллективы дворца народного творчества «Авангард» подготовили красивый гала-концерт, которым завершились Игры. ТЮЗ и Театр драмы наряду со «Скоморохом»  предоставили свои площадки для показа фестивальных спектаклей.

От 15 профессиональных театров кукол Сибири, от Тюмени и Омска  до Красноярска и Иркутска, которые стали участниками Больших кукольных игр, – требовались талант, фантазия и сноровка, чтобы быстро смонтировать декорации, освоить чужую сцену, качественно сыграть, а потом так же быстро размонтировать. Ведь их оценивало два жюри – взрослое и детское.

Взрослое оказалось насквозь патриархальным, то есть состоящим из  патриархов кукольного движения - генерального директора, президента Международного фестиваля «КукАрт» Давида Бурмана,  директора Международного фестиваля театров для детей г. Суботица (Сербия) Слободана Марковича, кандидата искусствоведения, критика Анатолия Кулиша, художника, лауреата «Золотой маски» Александра Алексеева. Возглавлял патриархов режиссер Виктор Шрайман,  вице-президент Международного театрального фестиваля «КукАрт», член жюри национальной театральной премии «Золотая маска». В детском жюри заседали, напротив, сплошь девушки, прекрасные и умные.

Каждый театр хотел удивить своим фирменным стилем. В том, что каждый коллектив сам отбирал спектакли для фестиваля, есть свои плюсы и минусы. На взгляд члена жюри Давида Бурмана, плюс в том, что «это внутренний мониторинг, когда есть экспертный совет, то это уже «Золотая маска». Сибирские кукольные игры – рабочий фестиваль, считает Давид Семенович, поэтому он интересен экспертам, так как можно посмотреть, кто на каком реальном уровне находятся театры в провинции, кто чем дышит. Минусы самоотбора в том, что не все спектакли оказались фестивального уровня.

За неделю томские зрители увидели столько новых спектаклей, что в этом уже огромный плюс. Взрослым и детям понравилась тюменская шутка-миф «Жил-был Геракл». Не сговариваясь и детское, и взрослое жюри признали работу режиссера Сергея Грязнова лучшей. Кукла «Герион» из этой постановки также была признана лучшей куклой. Наряду с куклами художника-постановщика иркутского областного театра «Аистенок» Евгении Шабановой, которые придали очарование  «Очень маленьким небылицам для Очень больших зрителей».

Наталья Розонова из Красноярска стала лучшей актрисой фестиваля — награда досталась ей за роль собачки Каштанки в одноименной постановке. Лучшими ролями второго плана были названы «Мачеха» из спектакля «Золушка» в исполнении заслуженного артиста Бурятии Арсалана Бидагарова и «Заяц» Варвары Шмелевой из нежнейшей, очаровательной  «Лесной рапсодии» Нижневартовского театра.  Многих зрителей тронула история самопожертвования игрушек в кемеровском спектакле «Повелитель крыс», который был отмечен призом «За оригинальность художественной идеи». «За претворение высоких образцов мировой драматургии в театре кукол» был отмечен Омский государственный театр куклы, актера и маски «Арлекин», представивший на фестиваль «Ромео и Джульетту». «За верность традициям» жюри отметило калачинский театр кукол «Сказка», «За последовательные усилия в области воспитания детского зрителя» был награжден театр кукол «Тирлямы» из Братска. «За смелое решение блокадной темы в театре кукол» наградили театр кукол из Железногорска.
Больше всех наград собрал спектакль Томского театра куклы и актера «Скоморох» «Балаганчик герцога Глостера», поставленный Сергеем Столяровым по мотивам «Ричарда III» и «Генриха VI» Шекспира. Павел Иванов за роль герцога Глостера получил диплом «Сибирских кукольных игр» и приз «Золотой львенок» из рук самого Владимира Машкова, который учредил этот приз для лучших актеров театров кукол. «Балаганчик герцога Глостера» победил в номинациях «Лучшая сценография» и «Лучшее музыкальное оформление» — оба приза фестиваля - «Сибирские валенки» - получил заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, главный режиссер театра «Скоморох» Сергей Столяров. 
А Гран-При фестиваля жюри решило никому не присуждать.