В экспозиции будут представлены графические работы, скульптура и декоративно-прикладное искусство художников из ближнего зарубежья, но которые родились и творили во времена Советского Союза. Эта выставка является логическим продолжением другой, с тем же названием, которая была представлена в тех же залах осенью-зимой 2009-2010 годов. Тогда томская публика познакомилась с живописным наследием мастеров СССР.
Обе выставки родились в ходе реализации проекта «Искусство за толерантность. Художники ближнего зарубежья в собрании Томского областного художественного музея». В его основе лежит желание показать искусство художников, которые представляют особый интерес с точки зрения эстетики минувшего времени. XX век, в котором они создавались, стал достоянием прошлого, поэтому можно говорить о завершенной художественной эпохе. Проект позволяет рассматривать и изучать произведения советского многонационального искусства без идейных и политических оценок.
Напомним, коллекция произведений художников ближнего зарубежья в Томском областном художественном музее насчитывает более 500 произведений двухсот авторов из стран Балтии, Белоруссии, Молдавии, Украины, Закавказья и Средней Азии. Все они пополняли фонд музея с 1984 по 1995 годы.
Первую часть проекта «Искусство за толерантность. Художники ближнего зарубежья в собрании Томского областного художественного музея» – выставку живописи, публикацию и презентацию каталога – его авторы приурочили к Дню народного единства и к 16 ноября, когда весь цивилизованный мир отмечал Международный день толерантности. Международный проект удалось реализовать благодаря поддержке Фонда Форда и НКО «Единство журналистики и культуры». Вторая часть проекта, представляющая графику, декоративно-прикладное искусство и скульптуру из собрания музея, осуществлена при финансовой поддержке администрации Томской области: музей совместно с Томским некоммерческим благотворительным фондом «Культура Томской области» выиграл грант на проведение второго блока проекта.
Выставка «Искусство за толерантность» позволяет взглянуть на художественные процессы прошлых лет сквозь призму современных идей и концепций, позволяет расширить профессиональное сознание, увидеть примеры взаимодействия культур, что актуально для современного постсоветского пространства.