Новости культуры российских регионов
25 сентября 2012
Сибирь

Молодежный театр: юбилей главрежа

Спектаклем «Возвращение», в котором Ирина Латынникова сыграла роль автора, Кемеровский театра для детей и молодежи отметил юбилей своего главного режиссера.

Ирине Латынниковой – 50. Говорить о возрасте применительно к женщине неприлично, но если речь идет о Латынниковой – можно. По-мальчишески стриженная, в джинсах и свитерке, с вечной подростковой трепетностью, она существует как бы вне возраста. Во всяком случае, дамская жеманность никогда не была ей свойственна. При этом юбилейная дата провоцирует на разговоры о возрасте.

- В «молодежном» режиссер обречен оставаться вечно юным. Или нет?

- Во всяком случае, я надеюсь, что я сумею поймать тот момент, когда мне с молодыми станет скучно. Чтобы вовремя уйти. Но пока скучно не становится.

Вообще, у меня долгое время было несовпадение возраста паспортного и психологического. Была такая своего рода «возрастная неуверенность». Мне все казалось, что если человек меня старше – значит, умнее. Разговаривать со старшими, как меня с детства воспитывали, можно только в одном ключе: вникать и учиться. Помню, когда впервые шла на постановку в наш театр, меня поразила мысль: они же все меня младше! Значит, я могу их учить. И все равно было страшно. Возраст дарит чувство уверенности. Мне потому и с актерами стало легче разговаривать: легче слова находятся, легче попадаю в чужой опыт.

- Ирина Николаевна, а как вы вообще с такой ранимостью стали режиссером? Ведь эта профессия, по-моему, по определению предполагает диктаторство?

-  Все из детства, наверное. Ну, конечно, мечтала об актерстве. Ну, конечно, поехала поступать в Щуку, в Щепку, в ГИТИС… Конечно, нигде не прошла. И тогда решила начать все сначала. Вернулась в Кемерово.

- Вы здесь родились?

- Нет. Родилась в городе Кызыл, это Тува. Папа военный, поэтому много переезжали. С шести лет мы жили в Кемерове. Недолго – три года. Но это были очень славные годы. Молодость родителей была, время было хорошее. Помню, мы тогда много гуляли по городу, мне он так нравился, ходили в какие-то какие-то походы, на экскурсии. Потом отца перевели в Тульскую область, город Богородицк. Там я и школу закончила. А не поступив в столичные театральные вузы, решила вернуться туда, где мне было хорошо. Поступила в Кемеровский университет культуры и искусств (тогда институт), попала к замечательному педагогу – Ирискиной Людмиле Николаевне. Она училась у Михаила Михайловича Буткевича, в ГИТИСе. А Буткевич – это такой теоретик русского игрового театра. Он считает, что русский театр исконно восходит к скоморошеству. И если бы в свое время мы не позаимствовали западноевропейскую традицию, имели бы сейчас самобытный игровой театр, что-то столь же славное, как комедия дель арте. Но традиция была сломана. Собственно, вот эти приемы азартной игры с предметом, очеловечивание лоскутка, калоши, шляпы – это оттуда.

- То, что вы с таким упоением используете как главный прием в ваших постановках «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Волшебное кольцо»?

- Ну да, корни оттуда.

За восемь лет работы в качестве главного режиссера Кемеровского театра для детей и молодежи, Ирина Латынникова поставила 34 спектакля. «Путешествие Нильса с диким  гусями» получил приз за «лучшую режиссуру» на 2-м межрегиональном фестивале «Сибирский кот» (Улан-Удэ) и стал участником престижного российского фестиваля «Арлекин» (Санкт-Петербург). На 3-м  фестивале «Сибирский кот» (Северск) спектакль Латынниковой «Волшебное кольцо» стал триумфатором, взяв гран-при. Высшего приза «Вологодская маска» удостоился в этом году спектакль «Возвращение» на международном  фестивале «Голоса истории».

Постановки  Латынниковой – постоянные участники престижного  Вампиловского фестиваля современной драматургии в Иркутске.

- И что же было после окончания вуза?

- Работа преподавателем на кафедре режиссуры любительского театра. Правда, мне всегда хотелось, чтобы каждый курс имел свой учебный спектакль. Чтобы это было таким итогом, завершением работы. С большим воодушевлением всегда над этими спектаклями работала. И как-то так получилось, что один из них – «Левша» по Лескову – увидела Ирина Федоровна Федорова. Город тогда искал режиссера для молодежного театра. Мне предложили это место.

Помимо режиссуры в молодежном театре, Ирина Латыникова – постоянный постановщик в литературном театре «Слово» при государственной филармонии Кузбасса. Ее спектакли здесь – это всегда образец утонченного литературного вкуса. Выбор материала порой удивляет (Набоков, Тургенев, Гончаров – кто сегодня перечитывает классику?), порой интригует: ну, как, скажите, можно воплотить на сцене Довлатова, у которого главная прелесть – не в фабуле, а в словесной  игре или Дину Рубину с ее путаным, полудетективным-полумемуарным сюжетом?У Латынниковой это получается блестяще. Литературные спектакли в ее постановке имеют стойкий круг своих поклонников.

- Ирина Николаевна, а вас никогда не приглашали на постановки в другие театры?

- После того, как мы взяли гран-при на «Сибирском коте», после успеха спектакля «Волшебное кольцо», после выступления на фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге… Звали, да. Но я всегда отказываюсь. Мне кажется, театр – это как семья. Делать спектакль можно только с близкими, хорошо знакомыми тебе, родными людьми. Можно, наверное, и с другими – но тогда они тоже должны стать родными. С чужими работать я бы не смогла. Не сумела бы.