Новости культуры российских регионов
25 сентября 2012
Сибирь

По приколу

В областном художественном музее открылась выставка «Пространство постмодернизма».

Академия фотография, выступившая организатором культурного события, продолжает знакомить томичей с самыми современными течениями в фотографии. Год назад она привезла мастеров фриз-лайта. Нынче пригласила известного питерского арт-фотографа Андрея Чежина.

Известного, например, тем, что он «затоплял» Лениград-Петербург на своих работах, создал серию портретов людей без лиц. Известного формулой творчества любого фотографа, но, прежде всего, его собственного – «непредсказуемость фотографического процесса, концептуальность фотографического процесса и самодостаточность фотографических средств выражения». Это основные принципы его существования как творца новой реальности, которая возникает и живет в его произведениях.

Возможно, потому это так, что в фотографию Чежин пришел из кинематографа. Фотографировать он начал в 1982 году – в том же году, когда и окончил Ленинградский институт кинорежиссеров. С тех пор у Чежина прошло 60 персональных выставок и 160 групповых, как российского, так и международного масштабов. С 1998 года он член Международной федерации художников (IFA), организатор и член совета ежегодного фестиваля «Осенний фотомарафон»(1999–2005). Директор галереи «ФОТОimage» и личного музея современного искусства «Музей канцелярской кнопки».

Неудивительно, что на открытие собственной выставки в залах Томского художественного музея Андрей Чежин пришел в кашне с фотопринтами кнопки и в солнечных очках тоже с кнопкой. Его внешний вид попадал точно в тему выставки «Пространство постмодернизма» и был продолжением серии «Альбом для кнопки». И поэтому Чежина можно было воспринимать не только творцом, но и частью того пространства, который создал он сам и фотографиями, и экспозицией.

Знакомясь с выставкой, убеждаешься в точности ее названия. Игра со смыслами, стилями, метафорами (каждая фотография – развернутая метафора жизни, как прошлой, так и нынешней), ирония и самоирония, цитатность, интертекстуальность, фрагментарная, дробная картина мира – словом, все, что можно сказать о постмодернизме в искусстве и литературе, относится и открывшейся выставке. Этот ряд признаков можно продолжить еще одной чертой – рефлексия потока сознания и ощущений. Оказавшись в пространстве чежинского постмодерна, оцениваешь не только его фотоэксперименты, но и свой культурный и жизненный опыт, и моментально вступаешь в дискуссию с автором. В этом смысле знакомство сериями работ, которые плавно перетекают одна в другую («Альбом для кнопки» в «Хармсаниаду»), ассоциативно напоминает чтение произведений другого питерца, другого Андрея – Битова. Собственно, Чежин в фотографии – это Битов в литературе, творец и мифотворец собственной вселенной, философ и хулиган. Поэтому самое точная оценка его выставки заключена в молодежном словечке – «прикольно».