Новости культуры российских регионов
25 сентября 2012
Сибирь

Авангардисты в Сибири

Шедевры Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Хуана Миро выставлены в залах областного краеведческого музея.

Неизбалованный томский зритель не устает удивляться нашествию шедевров мировой живописи на Томск.  Зимой - Сальвадор Дали в краеведческом музее, весной - эротический Пабло Пикассо в художественном, летом там  же - всеобъемлющий Зураб Церетели, осень ознаменовалась сразу тремя мировыми именами – Василий Кандинский, Хуан Миро и опять Пабло Пикассо.

Последних трех объединил передвижной проект «Авангардисты в Сибири». Более шестидесяти графических работ самых известных художников, совершивших революцию в искусстве, представлены в краеведческом музее. Выставка прибыла из Новосибирска, а прописку имеет красноярскую. Потому что все работы были приобретены за рубежом группой красноярских инвесторов для показа в России и прежде всего в Сибири.

Этот жест трудно переоценить. В течение почти всего ХХ века Россия не приобретала, а только теряла произведения искусства. В результате население страны, за исключением жителей двух столиц,  видело классиков ХХ века только в репродукциях. Данная выставка восполняет эту лакуну, предоставляет редкую возможность познакомиться с работами легендарных художников – основоположников искусства ХХ века. Без них, как утверждают искусствоведы, не было бы ни фовизма, ни кубизма, ни абстракционизма, ни сюрреализма.

Хронология представленных работ охватывает значительную часть ХХ века от начала 10-х годов вплоть до 70-х, когда еще авторы были живы и продолжали работать. Выставка дает целый спектр стилевых поисков, включает фигуративные и абстрактные работы. Например, литографии Василия Кандинского – это музыка в цвете. Как  живописец он всегда считал, что цвет является тем основным средством, через которое можно непосредственно влиять на душу человека: «Цвет - это клавиша, глаз - молоточек, душа - многострунный рояль». Этот рояль отзывался на сигналы цвета и формы, которые слали картины. И существовал в одном ритме, который задали на открытии выставки томские музыканты.

- Абстракция в живописи очень сочетается с джазом. Джаз – это импровизация, это фантазия. И в этих работах тоже много импровизации, фантазии. Это все полет души, - считает джазовая певица  Наталья Николаева - Фефелова.

На вернисаже она пела в дуэте с мужем, Георгием Фефеловым, на ударных инструментах им аккомпанировал Борис Еремеев.