Новости культуры российских регионов
18 сентября 2012
Сибирь

«Старший сын» в Кемеровском театре для детей и молодежи

«Старший сын» - одна из первых пьес А.Вампилова (1967), с которой, собственно и началась его слава драматурга.

После многочисленных постановок и хорошо известного телефильма за «Старшим сыном» утвердилась репутация грустной мелодрамы, хотя по жанру это классическая комедия положений. Двое шалопаев разыгрывают почтенного отца семейства, выдавая одного из них за внебрачного сына; эта ложь влечет за собой каскад нелепых наворотов; есть и несколько любовных пар, но в результате цепи случайностей счастье, надо полагать, обретут достойнейшие.

Впрочем, молодой постановщик Алексей Курганов держится традиции фильма: его спектакль получился скорее «медленным и печальным», нежели светло-радостным. На сцене – никаких примет домашнего уюта, кроме старого дивана, вынесенного на некий подиум (художник – Дарья Лосякова). В этой шаткой безбытности, и происходят главные коллизии семейной драмы Сарафановых. Нелепый добряк, чудик, всю жизнь сочиняющий одну и ту же неоконченную кантату для кларнета, Сарафанов (Денис Казанцев) мучается тревогами своих детей. Младший, десятиклассник Васенька (Алексей Морозов) безответно влюблен во взрослую женщину. Старшая дочь Нина (Нина Рогова) – вот-вот покинет родное гнездо, упорхнув замуж. Ее избранник курсант Кудимов (Андрей Полещиков) со дня на день ждет распределения на Сахалин. Внезапное явление «внебрачного сына» - счастливый шанс сохранить уют распадающегося семейного гнезда. Во всяком случае, так воспринимает это явление сам Сарафанов.

Режиссер Курганов заявил, что хотел бы поставить спектакль об обретении понимания. О том, как люди «разных пород» научаются слышать и понимать друг друга. А спектакль в сущности получился о том, что живая жизнь с ее подлинными чувствами всегда побеждает режиссуру манипуляторов-мошенников. В спектакле многие персонажи врут. И сами при этом становятся жертвами своего вранья. Врет Нина, что любит своего жениха-летчика, старательно уговаривает себя, убеждает в будущем «счастливом браке». Хотя очевидно же, что сердце ее, как молнией, поражено любовью к Бусыгину.

Дурак дураком выглядит летчик. Его тупое следование раз навсегда взятым «твердым правилам», пренебрежение к экспромтам жизни заводит его в ловушку. Сами себя наказывают раздолбай Сильва (Максим Голубцов) и пошедший у него на поводу Бусыгин (Евгений Белый), затеявшие нелепый розыгрыш. И только Сарафанов, нагло обманываемый всеми – неуязвим. Потому что искренен в каждом движении своей души. Кульминацией спектакля, его главным смыслом звучат слова про жизнь, которые Сарафанов произносит в семейном застолье. «Жизнь справедлива и милосердна. Героя она заставит усомниться, а человеку, который мало успел, подарит утешение». Прелестен эпизод в финале, когда Сарафанов готов отправиться с Бусыгиным к его матери, «чтобы жениться», исправить, так сказать, грехи молодости. И отчего-то веришь, что этот брак и впрямь может оказаться удачным. В самом деле – какая разница, где живет эта одинокая немолодая женщина? В Чернигове или Челябинске? Какая разница, как ее зовут? Какая разница, от Сарафанова или нет родила она двадцать лет назад сына? Рисунок судьбы похож, и разве меньше той, вымышленной авторами розыгрыша, заслуживает она простого женского счастья? К сожалению, эти комические, но очень тонкие, нежные вещи, недостаточно внятно прописаны в спектакле. Оттого остается ощущение некой невнятности мотивировок, скомканности финала.

Хотелось бы отметить актерские работы. Пожалуй, наиболее успешно справился с задачей Максим Голубцов. Его Сильва – это такой мелкий бес, который жизнерадостно и без комплексов пытается выкроить порцию ветчины из любого собственного свинства. Актер нашел для своего персонажа очень верную пластику. Кажется, он то и дел подпрыгивает, вертится волчком, приплясывает, распираемый изнутри креативом своих выдумок и пакостей. Очень точно попадает в роль Ольга Редько. Ее Наташа, женщина в поисках любви, стервозна, корыстна, по-своему обаятельна и жестка. Исполнителям главных ролей, понятно, трудно тягаться с блистательным дуэтом Леонов-Караченцев, но и Денис Казанцев, и Евгений Белый достаточно чисто ведут свои партии, хотя порой и складывается впечатление, что режиссерская задача для них состояла только лишь в озвучивании текста пьесы. Новых красок в вампиловский текст они не добавили.