Новости культуры российских регионов
14 сентября 2012
Сибирь

Происшествие в волшебном лесу

Спектаклем «Сэмбо» театр куклы и актера «Скоморох» открыл 67-й сезон для детей.

Случилось это 8 сентября, ровно за месяц до наступления «взрослого» театрального сезона в «Скоморохе» и открытия фестиваля «Кукольные игры».

В честь «наступления» актеры «Скомороха» вместе с ребятами из клуба «Затейник и Театром моды и танца «Серпантин» из Дома детского творчества «У Белого озера» придумали для маленьких зрителей веселый балаган с играми, конкурсами и танцами, а потом пригласили на премьеру спектакля «Сэмбо» по пьесе Юрия Елисеева в постановке Виктора Шраймана.

Традиционный спектакль кукол, когда актеры прячутся за ширмой, стал такой редкостью в наши дни, что обращение режиссера Виктора Шраймана и художника Виктора Платонова к классической форме представления, разыгрывания сказки, кажется каким-то новшеством. Впрочем, новое действительно есть.

Еще весной, когда замысел спектакля только рождался, художник-постановщик Виктор Платонов проводил мастер-класс для художников и бутафоров театров кукол Томска и Северска и вместе с коллегами искал способ оживления маленького олененка Сэмбо и его мамы Антилопы. Сложная механика, которую придумал один из лучших художников «кукольной сцены», не видна зрителю, зато актерам помогает управлять движением головы, шеи, передними ногами, что создает иллюзию трепетности детеныша, его порывистых движений.  Более того, премьера показала, что можно и с помощью фронтальных декораций создать объемное пространство, с глубокой перспективой. У Виктора Платонова в «черном кабинете» все живет и движется – змеи, обезьяны, пальмы, птицы, водопой.

В этом волшебном пространстве и творит свою сказку Виктор Шрайман. Для Виктора Львовича это уже не первый спектакль, который он ставит в томском «Скоморохе». В репертуаре театра две его постановки – «Леди на день» для взрослых и «Жил-был медвежонок» для детей. Поэтому режиссер прекрасно знает возможности труппы.

Знает, что Юрий Орлов способен сыграть коварного Шакала. А вот страшному Льву дарит свой голос. Но глубоко убежден, что никто не справится с ролью Антилопы лучше заслуженной артистки России Марины Дюсьметовой, у которой и техника кукловождения филигранная и главное – она обладает уникальным голосом. В исполнении Дюсьметовой даже назидательность, присущая сказке, звучит не приказом, а мольбой. Ее голос полон материнской тревоги, когда Антилопа предупреждает Сэмбо, что джунгли полны опасностей, что вокруг много врагов. И в то же время дает ему возможность самостоятельно изучить мир, прекрасный и одновременной опасный, и готовит к взрослой жизни, учит его отличать добро от зла, любовь от коварства. Это и есть главный урок сказки, который должен усвоить и маленький зритель.

Спектакль по пьесе Юрия Елисеева в постановке Виктора Шраймана получился в меру страшным, в меру назидательным и очень волшебным.