Новости культуры российских регионов
11 июля 2012
Сибирь

Воланд прибудет осенью

Тридцать третий сезон Томский ТЮЗ завершил с новым директором, но без шедевров.

На фасаде ТЮЗа висит афиша: «Театр работает». Предупреждение случайным зрителям, которых строительные леса по фасаду здания могут ввести в заблуждение. Но с сегодняшнего дня это утверждение не совсем верно. 5 июля ТЮЗ закрыл 33-й сезон мелодрамой «Ночь Святого Валентина» в постанове Александра Загораева, и труппа ушла в отпуск. Но театр все-таки работает, потому что ремонт продолжается. На осень намечено его завершение. Вот тогда и будет торжественно отмечено 100-летие самого старого и самого театрального здания в Томске. А пока есть возможность поразмышлять над цифрой 33. Повлияло ли это магическое, сказочное число на ход событий в Театре юного зрителя?

Первый позыв - сказать «да». Потому что меньше, чем за год случилось три важных события. Открытие сезона в октябре совпало с открытием малой сцены, которая не работала с 90-х. В декабре был  назначен новый директор – им стала 34-летний юрист Владимир Казаченко, который производственную среду поменял на «искусственную». Напомним, Светлана Бунакова свой пост оставила в июле прошлого года.  И, наконец, в апреле 2012 года открыли большую сцену. Театр заработал в полноценном репертуарном режиме.

Одна все эти события – результат усилий не столько самого театра, сколько департамента по культуре и областной администрации. В капитальный ремонт здания и его оснащение современным оборудованием область вложила более 250 миллионов рублей. И продолжает вкладывать. Думается, формулировку, с которой вручалась «Золотая маска» Виктору Крессу «за поддержку театрального искусства», можно уточнить «за поддержку ТЮЗа». Хоть и ругался Виктор Мельхиорович, но деньги давал…

Рядовой зритель, попадая внутрь, может оценить эти усилия власти. Дорогой паркет, новый занавес и новые кресла в большом зале. В фойе малого зала тот же дорогой паркет, много мрамора. Создается впечатление богатого театра. Однако есть и потери – во время ремонта сняли витражи Алексея Потемкина и Николая Илешина,  вместо них сейчас обычные стекла. Далеко не всем томичам, особенно старым театралам, пришлось по душе такое новшество. Увы, конкурс на дизайн новых витражей завершился практически ничем: студенческие эскизы так и остались эскизами. О технической начинке, на которую потрачено 100 миллионов, публика может судить по конечному результату, то есть по качеству светового и звукового оформления спектаклей. Надо сказать, художник по свету Наталья Гара и на старом оборудование делала невозможное, а сейчас, с новыми софитами и прожекторами, просто творит чудеса. Звукооператорский пульт директор Владимир Казаченко сравнивает с пультом космического корабля.  Если заглянуть за кулисы, а у журналистов была такая возможность в день сдачи малой сцены, то и актерские гримерные приятно удивляют евроремонтом.

Список достижений сезона на этом, пожалуй, можно завершать. К сожалению, число 33 никак волшебным образом не повлияло на собственно театральную деятельность. Два детских спектакля и три взрослых пополнили репертуар театра в этом сезоне. План выполнен, вопросов по количеству нет. Но если взглянуть на премьеры через призму проекта «ТТНЗ. Перезагрузка», то говорить о движении в сторону театра нового зрителя не приходится. Более того,  придется констатировать если не регресс, то застой, как минимум. Ни «Наказание», поставленное Александром Загораевым по роману Достоевского «Преступление и наказание», ни его же «Зверь», ни гоголевская «Женитьба» в постановке Александра Власова по художественному уровню не могут соперничать с «Драконом» и «Анной Карениной» Евгения Лавренчука или «Музыка ночью» Тимура Насирова. Напомню, именно с легкой руки Лавренчука появился термин «театр нового зрителя», зрителя, который ответственен за те спектакли, которые ставятся и идут на сцене ТЮЗа. С этой точки зрения публика не возражала, что ее перестали провоцировать, раздражать, она согласна, чтобы ей сделали красиво. Даже «Наказание» - самый интересный и сильный спектакль 33-го сезона, попадающий в фарватер ТНЗ, нельзя назвать Событием. Что касается, «Зверя» и «Женитьбы», то они оставляют чувство не современных спектаклей. Особенно обидно за гоголевский шедевр, в прочтении московского режиссера он оказался какой-то пустышкой, мыльным пузырем. Даже в «Звере», где звучит и рэп, и есть видео, и использованы компьютерные технологии, нерв времени не натянут, не звенит он болью и тревогой за будущее и настоящее. Но проблема этого спектакля, скорее, в драматургии, чем в режиссуре.

Словом,  33-й сезон шедевры не родил. Остается только уповать, что новый главный режиссер, который все-таки должен появиться в следующем сезоне, встроит репертуарную политику в соответствии не только со своими вкусами, принципами, но и в расчете на запросы томского молодого зрителя. Будет ли будущий главреж вместе с молодым директором претворять в жизнь желание руководителей областной администрации, чтобы «ТЮЗ работал все 24 часа в сутки» - вопрос открытый. Смею предположить, что скоро вообще забудут, что проект «ТТНЗ. Перезагрузка» входил в кластер культурных инноваций. Пока определенно можно говорить только о том, что 34-й театральный сезон ТЮЗ откроет представлением от Воланда – Александр Загораев уже приступил к репетициям спектакля по пьесе «Зойкина квартира» Михаила Булгакова. Эта постановка выиграла грант Министерства культуры по поддержке молодой режиссуры.