Новости культуры российских регионов
28 июня 2012
Сибирь

Между гениальностью и маразмом

1 июля завершает свою работу выставка «Искушение Пабло Пикассо».

Девять недель «Искушение» Пикассо удерживает первую строчку в рейтинге выставочных проектов Томска. Почти четыре тысячи томичей посмотрели самые откровенные графические листы знаменитого испанца. В этом нет ничего удивительного. Имя Пикассо – залог успеха любой выставки. А тут еще и тема привлекательная – эротические рисунки гения. Не только кассовый успех, но и скандал гарантирован.

Именно по такому сценарию прошла выставка графических работ известного испанца в Новосибирске. Томск выбрал свой путь – традиционный, в чем-то даже скучный, без запретов и пикетов. Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав не стал брать пример со своего коллеги, архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, который пытался запретить выставку, а поступил согласно заповеди: «Кесарю кесарево». Несмотря на то, что среди персонажей выставленных графических листов Пикассо присутствует Папа Римский, владыка не посчитал нужным вмешиваться в процесс культурного просветительства томичей. Свое решение объяснил аналогией: церковь же не пытается закрыть ночные клубы. Вот и выставка с провокационным называнием «Искушение» -  светская, значит, Томской епархии нет до нее никакого дела. Хотя совсем недавно на баннере музея с названием выставки, кто-то приклеил на букву «А» маленькую икону Владимирской Божьей Матери, то ли обеспечивая небесное покровительство выставке, то ли предостерегая томичей от ее посещения.

Даже светскими людьми 105 эротических рисунков Пабло Пикассо воспринимаются неоднозначно. Если заглянуть в книгу отзывов, то рядом с «гениально», «рад, что увидел шедевры» можно прочесть категорические высказывания типа «маразм», «пошлость», «Пикассо на старости лет сошел с ума». А кто-то пытается уподобиться художнику, оставляя вместо словесного выражения эмоций рисунки.

Что же приводит в восторг или негодование?  Свобода эротический фантазий. Смелость, которую позволил себе стареющий гений. Обнаженных писали многие, начиная с древних греков, жанр «ню» тоже родился не сегодня, однако то, что сделал Пабло Пикассо в возрасте 87 лет, создавая  серию Suite 347, до сих остается никем не превзойденным. Гравюры были созданы всего за полгода, точнее, с 16 марта по 5 октября 1968 года. Один этот факт может привести в восторг и вызвать удивление – каким запасом сил и какой энергией надо обладать, чтобы в глубокой старости создавать эротические картины, полные тонкой психологии, необузданной силы и жажды жизни, юмора, даже иронии и самоиронии?!

«Я бы всем пожилым людям рекомендовал посетить эту выставку. Она дает надежду, что жизнь за пределами 60 не заканчивается. Но кто-то замечает одни гениталии, а кто-то видит красоту, юмор и любовь к жизни», - так прокомментировал неоднозначную реакцию на выставку, ее организатор и инициатор Александр Щеляков. Он же пояснил, что с момента создания серия Suite 347 на протяжении нескольких десятилетий оставалась практически недоступной для широкого круга зрителей в силу так называемой «культурной цензуры», а также ограниченного тиража - всего 50 экземпляров.

Любопытно, что отобранные Александром 105 листов из частного собрания французского коллекционера выполнены в технике литографии в 1990-1992 годах с рисунков художника 1968 года. Делалось это с разрешения и под наблюдением потомков Пикассо, в мастерской, выполнявшей ранее многочисленные графические работы художника. Данное издание было ограничено тиражом всего в 300 экземпляров, один из которых и представлен впервые в России в рамках проекта «Пабло Пикассо. Искушение».

Но большинство посетителей, не утруждают себя чтением, а сразу идут смотреть картинки. Единственные тексты, каких они удостаивают своим вниманием, это подписи к работам. И тут надо сказать, Пикассо поступает как врач, он только констатирует объективную картину: «Четыре обнаженных и художник», «Папа Римский на горшке смотрит, как художник занимается любовью со своей моделью», «Человек в оперении и обнаженная с накрашенными ногтями», «Моряк, наблюдающий сюрреалистических обнаженных». Право делать выводы он оставляет за зрителем.

И даже если эти выводы со знаком минус, то и в них можно уловить восприятие художественной вселенной Пикассо. «Как будто в замочную скважину подглядываешь», - негодуют отдельные посетители. И они правы. Наблюдатель, подсматривающий и даже вуайерист – обязательный персонаж всех 105 сюжетов. Это очевидно даже из названий – «Мужчина, смотрящий на трех обнаженных», «Вуайерист под кроватью,  наблюдающий за парой, занимающейся сексом». Пикассо заставляет посетителя смотреть, вглядываться, наблюдать, оценивать, присматриваться, в том числе и к самому себе. Он и сегодняшнему зрителю открывает простую истину: секс – часть нашей жизни,  а обнаженная красота воздействует на умы и души, не меньше, чем театр, цирк или коррида.

В роли наблюдателя художник выставляет не только безымянных мужчин или собратьев по цеху - художников XVII века, или священнослужителей, но и себя. Что важно, по отношению к себе Пикассо так же ироничен и безжалостен, как и к Папе Римскому. Он изображает себя любимого то бородатым карликом с возбужденным членом, то немощным стариком, которому доступны только визуальные наслаждения, то меланхоликом, которому уже все безразлично, сколько бы перед ним обнаженных ни лежало.

Но за маской объективной беспристрастности скрывается провокатор. И вновь правы те зрители, которые пишут в своих отзывах: «Да художник просто издевается над нами». Правда, лучше сказать «провоцирует» или «искушает». Хотя Пикассо в серии Suite 347 не более провокационен, чем Тинто Брасс в фильме «Калигула» или Дэвид Лоуренс со своим шедевральным романом «Любовник леди Чаттерлей». А реакция зрителей зависит не только от IQ, но и от запаса чувства юмора. Когда посетители спрашивали (с разными интонациями) смотрительниц музея: «И как вам это все?», одна из смотрительниц невозмутимо отвечала: «После работы я обязательно захожу в аптеку и покупаю тест на беременность, а дома, убедившись, что не беременна, знаю, что утром надо вновь собираться на службу». Другие сотрудники музея советуют посмотреть фильм о Пикассо, который в режиме нон-стопа демонстрируется в последнем зале. Он погружает в творческую вселенную Пикассо, помогает  осознать увиденное, вписать свои впечатления в историю живописи.

Умный и пытливый зритель на выходе, обязательно прочтет то, что предназначено было ему с первых минут посещения. «Основу выставки составляет наиболее откровенная часть работ Suite 347. Как в калейдоскопе от сцены к сцене сменяются многочисленные персонажи, каждый из которых подчеркнуто со своим характером, присущими только ему чертами, по очереди юмористичными, меланхоличными, восторженными и яростными, но объединенными всепоглощающим неистовым желанием нести факел страсти навстречу всегда близкому, но так далекому Амуру. Его герои безудержны в своих чувственных порывах. Их черты, поведение и пластика построены на основе личного опыта, безграничного воображения, мифологии, равно как и навеянные образами Дега и Рембрандта, приобретают гротескные и откровенные или символические формы триумфа страсти. Стилистические поиски Пикассо в этих работах смешиваются с поиском обостренной эмоциональности, сладострастного сока жизни, который становится для художника, отметившего свое 87-летие, заклятием против мрака смерти и забвения. Они становятся центром притяжения в художественном универсуме мэтра».

Когда нет возможности ежегодно посещать музеи Пикассо в Барселоне, в Париже, Национальную библиотеку Франции, Институт Искусств в Чикаго, Музей Людвига в Кельне; Музей Израиля в Иерусалиме и Фонд Готфрид Келлер в Швейцарии, где также хранятся листы серии Suite 347, то выставочный проект Александра Щелякова, для большинства россиян - единственная возможность, увидеть подлинные шедевры.