Новости культуры российских регионов
19 июня 2012
Сибирь

Венеция, дамы и цветы

18 июня в кемеровском Доме художников открылась юбилейная персональная выставка члена Кемеровского областного отделения Союза художников России Натальи Перковой.

Наталья Владимировна родилась в Кемерово, окончила Кемеровское художественное училище (1981) и Московский государственный художественный институт имени Сурикова (1988) по специальности «Монументальная живопись». Получила распределение в Барнаул, в Кемерово вернулась в 1995 году. Выставляется с 1988 года. Член Союза художников России с 1993 года. Преподает в Кемеровском областном художественном колледже.

В экспозиции представлено около восьмидесяти графических и живописных работ, преимущественно последних лет. Здесь естественным образом выделяются две магистральные темы, которые можно обозначить как «виды Венеции» и «дамы и цветы».

Особенно охотно пишет художница гондолы, напоминающие вычурные турецкие башмачки – при разном освещении, на море и у причала, порожние и с пассажирами в карнавальных костюмах. Заметно, что гондолы пленили ее, как других пленяют экзотические какие-нибудь орхидеи.

Впрочем, на выставке есть и городские венецианские пейзажи, среди которых выделим очень тонко исполненную пастель «На балконе. Венеция» в коричневато-зеленоватых тонах. Кстати, именно эту гамму облюбовал венецианский график Уго Баракко, выставка которого несколько лет назад прошла у нас в Кемерове, а самого маэстро нам с женой посчастливилось встретить у него на родине, где он торговал своими работами прямо на набережной. Наталью Перкову роднит с Уго Баракко и пристрастие к изысканной нервной линии, восходящей к ар деко и далее к барокко. В общем, заметно, что кемеровская художница обрела в Венеции мощный источник вдохновения.

Другая тема в творчестве Перковой уже была изобильно представлена на всех последних выставках – городских и «женских». Это бесчисленные вариации женских силуэтов в парке, с гроздьями соцветий, кронами и купами деревьев, часто с решетчатой беседкою или ротондой. По большей части они отсылают к картинкам Сомова, Бенуа, Лансере и прочих «мирискусников», в свою очередь, вдохновленных жеманствами Ватто.

Но есть на выставке и несколько работ, где чудится проблеск иронии и даже самоиронии. Например, прекрасный «Бальзаковский возраст»: две фигуры в голубом и розовом, довольно корпулентные, прогуливаются среди лиловых зарослей. Вообще в экспозиции стоит отдельно выделить виртуозно исполненные работы маслом на бумаге и картоне, оформленные как графические листы. К ним относится и очень эффектный пейзаж «Теплая осень», светящийся лимонною листвой, и выполненный в той же манере, но в более теплых тонах «Багровый сентябрь».

На выставке также имеется несколько портретов – и в их числе уже знакомый по недавней коллективной выставке в Кемеровском музее изобразительных искусств, но все равно неожиданный «Автопортрет»: неожиданно статичный, несколько тяжеловесный, с по-сезанновски осязательными объемами. А также несколько натюрмортов в разной манере. А также несколько символических полотен – например, «Птица-ночь» (разумеется, синяя). А также несколько пейзажей иной натуры – например, «Весна» в разрушенном деревенском дворике, исполненном тем не менее элегантного изящества.

В целом выставка не носит парадно-отчетного или ретроспективно-биографического характера. Но при этом достаточно полно представляет творчество одной из самых изысканных кемеровских художниц.