Новости культуры российских регионов
19 июня 2012
Сибирь

Что сказал Дрозд

15 июня в кемеровском Доме художников открылась юбилейная персональная выставка Андрея Дрозда, с недавних пор – председателя Кемеровского отделения Союза художников России.

Выступавшие на открытии выставки дружно отмечали в первую очередь личную порядочность юбиляра и его высокие нравственные качества. Обычно это удел деятеля искусств, который не хватал звезд с неба на выбранном поприще и двинулся по административной линии. Между тем Андрей Дрозд справедливо пользуется репутацией одного из лучших живописцев Кузбасса, и о его преподавательской работе доводилось слышать самые лестные отзывы. Недавно Дрозду стукнуло 50. К этому времени он достиг заслуженного признания по всем направлениям своей многообразной деятельности – творческому, педагогическому и административному. Выставка, развернутая в двух залах первого этажа Дома художников, по-видимому, была призвана это подчеркнуть.

Экспозиция получилась достаточно разнообразная. При этом она оставляет двойственное впечатление. Я творчество Дрозда знаю и люблю давно, а вот может ли составить зритель, увидевший его картины впервые, адекватное впечатление о нем по этой выставке – вопрос спорный. Похоже, экспозиция была составлена наспех и недостаточно продумана. Внятной ретроспективы не получилось, не слишком полно представлено и творчество последних лет.

Раннюю монументальную манеру Дрозда представляет вывешенный в «красном углу» триптих «Комедия дель арте» в почти забытой технике энкаустики: ряженые персонажи в аллегорических позициях, драпировки из ткани, цветов и листьев, итальянские городские виды на заднем плане, шахматные клетки пола. Выделяется и серия заграничных городских пейзажей: Париж, Амстердам, Барселона, Андорра. Особенно хороши пронизанные каким-то безумным отмороженным блеском парные полотна «Амстердам. Утро» и «Амстердам. Вечер». Следует выделить и очень изысканное «Утро в Париже»: все оттенки серого, низкий горизонт, вертикальные столбы света. Однако лучшая из парижских работ, доставившая Дрозду главный приз на выставке «Лучшая работа года» пару лет назад, в экспозиции отсутствует.

Впрочем, здесь представлены программные большие полотна «Горная Шория» (2005) и «Охотник» (2001). А также две реплики в сторону античной мифологии – «Леда» (1996) и «Похищение Европы» (1994). А также замечательные диптихи «Тунгусский метеорит» (1994) и «Девять небес Горной Шории» (1999), и еще несколько полотен в том же духе, с мотивами сибирской архаики. Эту же линию продолжают работы, датированные 2012 годом: «Странник» (довольно-таки плотоядная композиция со сходящейся перспективой) и «Возвращение с охоты» (зимний пейзаж с собаками и волками, хочется сказать: между волком и собакой, потому что на полотне и впрямь сумерки). Тем не менее, и в этой части экспозиции немало зияний: где замечательные «Пир королей», «Рыболов», «Крест» и прочие мифологические шедевры 1990-х?

Что касается графической части экспозиции, здесь выделяются две пространные серии. Первая состоит из почти десятка ню, несколько однообразных. Вторая – семь работ «По Томской писанице» - напротив, замечательно развивает мотивы знакомых петроглифов. Скачущие лоси, пляшущие человечки, лодка «на тот свет», шаман в ритуальном прикиде здесь как будто задвигались, подверглись анимации как в переносно-кинематографическом, так и в буквально-одухотворяющем смысле; причем достигнуто это очень скупыми средствами.

И кстати о лодке на тот свет. На выставке представлен замечательный «Автопортрет с Хароном», но повешен он очень неудачно, на выходе из малого зала, практически на задворках. Понятно, что в два зала действительно репрезентативную экспозицию было никак не упихать. Но понятно также, что юбилейная выставка художника такого дарования должна быть и более масштабной, и более продуманной.


СПРАВКА

Андрей Николаевич Дрозд родился в 1962 г. в Кемерово. Окончил Кемеровское художественное училище (1982) и Харьковский художественно-промышленный институт, отделение монументально-декоративной росписи (1987). По окончании вуза вернулся в Кемерово. В 1990–95 – один из основателей и лидеров группы «Бедная Лиза», в 1998-99 – участник проекта «Номады» (Кемерово–Новокузнецк–Томск–Барнаул–Новосибирск). Автор многочисленных монументальных проектов в городах Кузбасса. Член Союза художников России с 1993 г., председатель Кемеровского отделения СХ с 2011 г. С 2001 г. преподает в Кемеровском государственном университете культуры и искусств, профессор. Заслуженный работник культуры России. Участник многочисленных выставок – от городских до всероссийских. Работы хранятся в музеях Кемерова, Новокузнецка, Барнаула, Харбина, в частных коллекциях в странах Западной Европы, в США, Австралии, Израиле, Китае.